Под занавес сезона Большой театр приглашает на премьеру оперы «Севильский цирюльник»

Фигаро тут

Текущий театральный сезон выдался богатым на важные события, но с новым «Севильским цирюльником» на сцене Большого были связаны особенные ожидания. Во‑первых, на территорию итальянской оперы, минуя все кордоны и преграды, наконец зашел стопроцентный итальянец — режиссер Альдо Тарабелла, возглавивший постановочную группу. Во‑вторых, эта комическая история за авторством Чезаре Стербини — одна из самых популярных и востребованных на отечественной сцене. Последний показ оперы состоялся в ноябре 2016‑го, и лишь спустя 7 лет театр анонсировал очередную, десятую по счету редакцию. Ниспровергать основы, рушить сюжетные каноны и тем самым нервировать оперную аудиторию синьор Тарабелла разумно отказался, сделав очевидный выбор в пользу классики. А значит, в новом «Севильском цирюльнике» будет все, что зритель так любит: итальянские страсти, щепотка гротеска, фирменная живость и дивная музыка Джоаккино Россини. За ее стройное звучание ответит маэстро Владимир Оводок.

Соль Италии

Планы на белорусско‑итальянскую коллаборацию генеральный директор Большого Екатерина Дулова строила еще в прошлом году. Приглашенные солисты и постановщики — большой плюс для театра, не скрывает Екатерина Николаевна. Но в то же время важно не переусердствовать и соблюсти здоровый баланс.

— Как руководитель театра, носящего статус национального, я всегда буду заинтересована в том, чтобы на первых позициях у нас были белорусские исполнители и постановщики. Однако в ряде случаев хочется, чтобы ту же итальянскую оперу поставил итальянец — с его взглядом, знаниями культуры и традиций своего народа. И если спектакль сможет выстрелить, стать событием, то зачем нам от этого отказываться?

«Севильский цирюльник» — материал для сценических экзерсисов довольно благодатный, не скрывает в свою очередь Альдо Тарабелла. Самая, пожалуй, известная опера Джоаккино Россини основана на стандартном сюжете итальянской народной комедии масок. По‑детски бесстыдная история о старике Бартоло, которого увлеченно водит за нос целая компания во главе с прытким и деловитым цирюльником Фигаро, традиционно играется артистами так же ребячески легко и жизнерадостно. В этом смысле новая редакция спектакля исключением не станет.

О трудностях перевода с классического языка шуток и страстей на современный режиссер ничуть не беспокоится. Ведь с материалом он давно хорошо знаком.


— Эта опера — соль Италии. Безусловно, я ставлю классическую итальянскую комедию, но в каждой стране, где я работаю, она приобретает местный колорит, — отмечает Альдо Тарабелла.

Из Италии в Минск он захватил не только чемодан с партитурой, но и коллегу Энрико Мусенича, которому доверили художественное оформление спектакля.  
Поэтому никаких костюмов и декораций из театральных запасников! Новые сценография и наряды — весьма комфортные и уютные для глаз. Это, к слову, отмечают не только первые зрители, но и сами артисты. 
И кажется, что в этом гротескном балагане, каким его почти два столетия назад задумал сам композитор Россини, они чувствуют себя превосходно, сочная атмосфера Севильи увлекает и захватывает их по‑настоящему. В премьерной новинке задействованы ведущие солисты белорусской оперы, среди них Александр Гелах, Александр Михнюк, Андрей Селютин, Дарья Горожанко, Анастасия Михновец, Ольга Малиновская, Екатерина Михновец и многие другие. Часть исполнителей, что интересно, принимала участие в предыдущей версии «Севильского цирюльника» — это, в частности, народный артист Беларуси Василий Ковальчук и заслуженный артист Андрей Валентий.
Завтра в Большом театре откроется IX фестиваль «Балетное лето в Большом», на который впервые приедут артисты Воронежского и Башкирского государственных театров оперы и балета (Россия). Зрителей ждут 8 спектаклей: «Продавец игрушек», «Кармен. NEW», «Арлекинада. NEW», «Аленький цветочек», «Легенда о любви», а также классические постановки белорусского Большого: «Лебединое озеро», «Жизель» и «Дон Кихот». Финальной точкой фестиваля станет Гала‑концерт звезд балета 16 июня.

К истокам

Юмористическое очарование, легкое дыхание, трюкачество и предсказуемо забавные ситуации — таким «Севильского цирюльника» помнит не одно поколение зрителей. В белорусском Большом опера выдержала 9 (!) постановок. Более того, ее сценическая жизнь началась еще в конце 1920‑х — в классах тогдашнего Белорусского музыкального техникума и Белорусской студии оперы и балета. На сцене Большого театра «Севильского цирюльника» впервые представили в 1934 году. Режиссером стала Ольга Борисевич, дирижером — Илья Гитгарц.
Музыкальный руководитель нынешней, десятой редакции оперы Владимир Оводок на репетициях вернулся к истокам. Он не только руководит оркестром, но и сам играет на клавесине — так было принято во времена создания оперы, в начале XIX века.
— Главное, что я прошу от артистов, — слушать музыку, потому что у Россини всё есть. Фигаро — это сама жизнь, которая всегда побеждает и разрушает любые преграды, — уверен дирижер. — Мне комфортно работать в творческом тандеме с Альдо. Он олицетворяет истинную итальянскую школу, ее традиции и вкус… Кроме того, он тонко чувствует музыку и передает эту удивительную музыкальность в игре артистов.

В ближайшее время шанс увидеть эту веселую комедию положений выпадет зрителям 24 июня — показ состоится в центральном дворе экс‑резиденции Радзивиллов в Несвиже. Спектакль, таким образом, войдет в программу фестиваля «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов».









leonovich@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter