Фея пионов

Мао Цзэдун, только объявив образование КНР, заявил о том, что «женщины занимают половину неба»...

Мао Цзэдун, только объявив образование КНР, заявил о том, что «женщины занимают половину неба». Новая власть должна была сделать что–то для женщин, многие из которых сражались плечом к плечу с мужчинами за «новый Китай» и наравне с ними гибли в этой борьбе. У самого Мао первую жену (и, как утверждают многие историки, самую большую любовь в его жизни) японцы казнили в Шанхае за революционную деятельность.


Обладающие властью китайцы, так же как их властные собратья во множестве других стран мира, любили не только соратниц по борьбе (хотя их, конечно, особенно), но и актрис с балеринами — красота женских лиц и ног всегда смягчала суровые революционные сердца. Последней (и самой печально знаменитой) женой Мао стала бывшая актриса Цзян Цин — одна из роковых женщин новейшей китайской истории, но о ней я подробнее расскажу в следующий раз. После нее жены всех китайских лидеров не получали никаких официальных постов и должностей и всегда оставались в глубокой тени своих мужей — увидеть их на экране можно было разве что на кадрах зарубежных визитов первых лиц: в соответствии с международной практикой первые леди в таких визитах принимают участие. Так вся страна знала, что жена Цзян Цзэминя — типичная китайская «бабушка» и у нее наверняка проблемы с ногами, а у Ху Цзиньтао — типичная «интеллигентка», одевающаяся в наряды с национальными мотивами, — женщин страны она представляла достойно. А вот чем занималась и где работала (если работала) — как обычно, было государственной тайной. Первая, вторая и другие леди должны быть незаметны — неписаное правило китайской политики.


Поэтому одна из самых занимательных интриг, которую страна активно обсуждает, — как будет складываться ситуация с новой первой леди? Ведь страна знает и любит ее давно, у нее даже прозвище есть, о котором любая женщина, понимающая традиционный Китай, может только мечтать, — «фея пионов». Издревле в Китае пион считался «царем цветов», соответственно Пэн Лиюань признана общественным мнением «царицей». А за границей ее все чаще сравнивают с бывшей первой леди Франции Карлой Бруни или с нынешней хозяйкой Белого дома Мишель Обамой.


Со своим мужем, ныне Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином, Пэн познакомилась в 1986 году, уже будучи знаменитостью. Чего, конечно, не скажешь о Си, который был в тот момент вице–мэром приморского (очень красивого, замечу) города Сямэнь в провинции Фуцзянь. Родителям Пэн ухажер не очень понравился — они с большой настороженностью относились к «сынкам» больших начальников, полагая их всех слишком избалованными. Кроме того, отец Пэн пострадал во время Культурной революции (впрочем, как и семья самого Си Цзиньпина) — его родственники служили в тайваньской армии, так что он считался «контрреволюционером». Что не помешало, впрочем, 14–летней Пэн, обнаружившей таланты певицы, поступить в художественный университет на факультет народных песен. В 1980 году она поступила на работу в один из ансамблей песни и пляски Народно–освободительной армии Китая, став «солдатом культуры», как это здесь называется. С тех пор, исполняя песни о верности партии и Родине и счастливой жизни в новом Китае, она дослужилась до генерал–майора армии. Настоящей звездой Пэн стала в 1983 году — сразу после выступления в главном концерте страны, телевизионном представлении накануне Нового года. Так что Си знакомился не с простой девушкой из деревни, а с любимицей нации. В 1987–м они поженились. У Си это второй брак. В 1992 году у них родилась дочь Си Минцзе (тоже, кстати, красавица — вся в мать) — она учится в Гарварде под псевдонимом.


С тех пор как муж стал заместителем Председателя КНР, «фея пионов» все реже и реже поет со сцены, принимая участие исключительно в концертах, на которых присутствуют первые лица государства. Яркие наряды в китайском стиле пришлось сменить на брючный костюм или всегда уместную военную форму. И (к сожалению для поклонников) — никаких новых песен, только проверенные временем хиты. Что не помешало ей получить (среди 23 лауреатов) в декабре прошлого года впервые учрежденную Национальную премию в области искусства — поощрение не только моральное, но и материальное: к почетному диплому прилагался чек на 1 млн. юаней (почти 160 тыс. долларов США).


В июне прошлого года Всемирная организация здравоохранения назначила Пэн Лиюань послом доброй воли по борьбе со СПИДом и туберкулезом.


Страна гадает: какую роль будет играть ее любимица сейчас? Станет, как и подобает жене китайского лидера, его безмолвной тенью? Или получит новую роль, более подходящую ее звездному статусу? Времена Мао и его «верной собаки» (как она сама себя называла на суде) Цзян Цин вроде бы прошли и не обещали вернуться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter