В феврале наступит весна

Февраль весну чует

Календарь и традиции

21 февраля - отдание православного праздника Сретения Господня.


22 февраля - Вселенская родительская (мясопустная) суббота.


23 февраля - заговенье на мясо.


Наступающая неделя богата на пусть и небольшие, но важные "прысвяткi". 17 февраля в народном календаре - "Мiкола-студзёны". И хоть февраль уже перемахнул на вторую половину, ночи стоят действительно студеные - обычно к вечеру мороз усиливается, закат делается багряным, его еще называли "маковым", "завiруха" крутит... Тем не менее все это знак того, что весна не за горами, и днем на солнечной стороне даже при хорошем морозце сосульки уже посылают свою звонкую капель. Так что февраль хоть и злится, но весну чует.


18 февраля - день Агафии (Агафьи, Агаты). У всех восточных славян Агафью почитали "заступнiцай свойскай жывёлы" и особенно - коровки-кормилицы, так и называли - "Агата-кароўнiца". Особое отношение человека к корове берет начало с далеких времен индоевропейской общности. Как свидетельствуют исследования, рогуля стала домашним животным задолго до того, как люди приручили коня. В Индии корова до сих пор священное животное: нельзя не только употреблять в пищу ее мясо, но даже слегка хлестнуть прутиком на выпасе, изменить направление ее движения, поэтому ходит-бродит индийская корова, где ей заблагорассудится, в городе - по мостовым, тротуарам. У белорусов "кароўка-матухна" тоже окружена вниманием, уважением и любовью. Красуля, Рогуля, Зорька, Роза - самые распространенные клички, которые дают хозяйки своим любимицам. Именно со дня Агаты стадо начинало пополняться молодняком - "цялушкамi-пяструшкамi" и "бычкамi-трэццячкамi". Рождение телочки предполагало ее дальнейшее "гадаванне", а вот бычку везло меньше - его можно и на мясо пустить. С коровой так поступали только вынужденно - когда животное покалечено либо при недостатке кормов. Продажа коровы, телочки допускалась тоже лишь в крайнем случае и вызывала искренние слезы хозяйки. Да и сама корова, казалось, чувствовала приближение роковых для нее обстоятельств, и из ее глаз с огромными ресницами катились крупные слезы. Болезнь, недомогание коровы воспринимались огромной бедой. Корову старались беречь от "дурного глаза".


В день святой Агаты несли в храм освящать хлеб, буквально нашпигованный крупными кристалликами соли. Соль и сама по себе почиталась особо, и стояла на столе рядом с караваем. Почти сакральное словосочетание "хлеб-соль" характерно для многих европейских народов, но у нас оно звучит особенно часто. Освященная в храме соль бережно хранилась в доме, считалась универсальным оберегом. Ею обносили детей и взрослых, чтобы снять с них испуг, сглаз. Солью пользовались при тушении пожаров - как обычных, так и случившихся от попадания молнии, которые считались наиболее опасными и не поддавались обычным средствам тушения. Полагали также, что соль способна изменить направление ветра, и огонь не перекинется на другие постройки. Так и говорили: "Соль святой Агаты баронiць ад агню хаты".


На Агату внимательно наблюдали за погодой. Если на третий день после Громниц нет сильного мороза и уже чувствуется грядущее тепло, значит, сильных холодов больше не будет.


21 февраля - отдание праздника Сретения. Весьма возможно, что в этот день, даже при морозе, может прозвучать гром. Поскольку гром в такое время - явление, конечно же, несвоевременное и аномальное, то его считали предупреждением о возможном "пакараннi" земледельца в некий ответственный для него момент.


Советская Белоруссия №29 (24412). Пячтница, 14 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter