Критики и почитатели классической музыки называют пианиста Ростислава Кримера очень просто — гений

Фестиваль со знаком высшего качества

Критики и почитатели классической музыки называют пианиста Ростислава Кримера очень просто — гений...

Критики и почитатели классической музыки называют пианиста Ростислава Кримера очень просто — гений. Брестскому самородку сейчас 33, за плечами — блестящая карьера, и впереди, по уверениям все тех же критиков, Кримера ждут еще большие перспективы. Музыкант обладает энергией стихийного бедствия — как торнадо проносятся по клавиатуре аккорды, градом сыплются стаккато, в спокойствии летнего утра тонут медленные пассажи. Но при этом знаменитый на весь мир пианист еще и отличный менеджер. С 2006 года Ростислав является художественным руководителем Международного фестиваля Юрия Башмета, который в этом году отмечает восьмой день рождения.


— Ростислав, чем «вкусненьким» будете потчевать зрителей в октябре?


— В этом году мы вновь вернулись к классической направленности фестиваля. На открытии 2 октября выступят камерный ансамбль «Солисты Москвы» во главе с маэстро Юрием Башметом и актер Константин Хабенский. Хабенский читает Маяковского в сопровождении оркестра — вы можете себе такое представить?


— Почему бы и нет? Хотя на моей памяти подобного в Минске еще не было. А кому, кстати, принадлежала идея совместного проекта: Хабенскому или Башмету?


— Константину. Они с Юрием Абрамовичем давно знакомы.


— На кого еще посоветуете обязательно сходить?


— Мне тяжело сделать свой выбор. Каждому из этих музыкантов отдана часть моей души. Но 4 октября точно нельзя пропустить легендарного Кшиштофа Пендерецкого, который писал музыку еще для фильмов Хичкока и Кубрика. Мне понравилась фраза, которую я однажды прочитал в каком–то журнале: «Если вы смотрите фильмы Хичкока, то у меня для вас новость: вы — явный поклонник Пендерецкого». Его приезд в Минск — колоссальное событие. Равно как и выступление на сцене Белгосфилармонии скрипача Максима Венгерова. 12 октября он сыграет шедевры мировой классики на самой дорогой в мире скрипке Страдивари. Инструмент оценивается в 50 — 60 млн. долларов. 6 октября пройдет замечательный концерт, который также нельзя пропустить, — это выступление самого известного немецкого гобоиста Дитхельма Йонаса.


— Вы тоже примете участие в форуме?


— Конечно, сыграю на концерте открытия и закрытия, несмотря на то что организация отнимает много моральных и физических сил. Выходить на сцену нужно готовым. В противном случае лучше отказаться от выступления. А суеты хватает. Во время фестивальных дней мой телефон не умолкает.


— Являясь художественным руководителем феста, вы формируете афишу исходя из собственных пожеланий?


— Это наши общие предпочтения с маэстро Башметом. Форум обязательно должен быть пропитан башметовским духом, поэтому все музыканты — близкие друзья Юрия Абрамовича.


— А как началось ваше с ним сотрудничество?


— Идея фестиваля в том виде, в котором он есть, родилась в Париже, после моего сольного выступления в зале Корто. В разговоре как–то возник вопрос о том, что в Минске проблемы с культурной жизнью — мало концертов, мало приезжих знаменитостей. Помню, как сказал тогда: «Если мы в Париже будем просто рассуждать об этом — ничего не улучшится». В 2006 году я начал путь к улучшению. Первый фест состоял из 5 концертов. Приехали «Солисты Москвы», Гидон Кремер и «Кремерата Балтика». То был первый серьезный шаг в улучшении нашего культурного климата.


— И на какую почву все это легло?


— На благодатную, но, к сожалению, многолетние традиции советских времен были еще очень сильны. О поддержке проектов спонсорами не шло даже речи. Бизнес был по–другому воспитан на тот момент.


— А готов ли минский слушатель к восприятию серьезной музыки, не превращаются ли походы «на Башмета» в ярмарку тщеславия?


— Опыт предыдущих фестивалей и переполненные залы на всех концертах показали, что интерес публики к классической музыке очень высок. Стоимость квитков позволяет даже студентам попасть на фестивальный концерт. Билеты запустили в продажу неделю назад. Цены — от 70 до 500 тысяч рублей.


— Популярную ныне интеграцию классики с роком и джазом все чаще называют новой ступенью развития классической музыки.


— На мой взгляд, классическая музыка вообще не нуждается в развитии в том смысле, о котором вы говорите. На то она и классика. Люди рано или поздно начинают ею интересоваться, ходить на концерты. Неправда, что к восприятию классики нужно быть готовым. Если человек способен переживать, чувствовать, любить, понимание серьезной музыки придет к нему само. Тем более если на сцене собираются талантливые артисты, плохого концерта получиться не может.

 

Советская Белоруссия №167 (24304). Пятница, 6 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter