«Фермер даже просит нас удешевить проект дороги»

КОРРЕСПОНДЕНТЫ этой программы берутся за разные темы: рассказывают о повышении эффективности производства сельхозпродукции, модернизации предприятий АПК, газификации сельской местности, улучшении качества образования и медицинского обслуживания в агрогородках. И не только… Тематику репортажей часто подсказывает редакционная почта. На адрес программы приходят письма и электронные сообщения как из белорусских деревень, так и из разных уголков СНГ…

Накануне Дня работников радио, телевидения и связи в гостях у «БН» побывала Наталья ЖАРКЕВИЧ, автор и ведущая программы «Земельный вопрос» Первого канала.

КОРРЕСПОНДЕНТЫ этой программы берутся за разные темы: рассказывают о повышении эффективности производства сельхозпродукции, модернизации предприятий АПК, газификации сельской местности, улучшении качества образования и медицинского обслуживания в агрогородках. И не только… Тематику репортажей часто подсказывает редакционная почта. На адрес программы приходят письма и электронные сообщения как из белорусских деревень, так и из разных уголков СНГ…

— Наталья, программа рассчитана в основном на сельчан. А откуда, интересно, ваши корни?

— Моя малая родина — Воложинский район. И муж оттуда родом. Часто бываем в деревне. Ездим к родителям каждые выходные. Нравится там очень, потому как деревня — отдушина от городской суеты и шума. Мама держит огород и небольшое хозяйство: два поросенка, кур. По мере возможности стараемся участвовать в сельской жизни. Решили вот на выходных помочь посадить картофель. Участок там небольшой — соток двадцать.

Кстати, у меня родители — учителя. Отец работал директором школы, мама преподавала немецкий язык. Вообще, я родилась в деревне Подберезье, которая в перспективе должна была вырасти до поселка. Там строили современные дома, провели централизованное отопление. В школу мы даже носили сменную обувь!.. Но, к сожалению, деревню не сделали агрогородком. И постепенно молодежь оттуда уехала. Сейчас в Подберезье, как и в большинстве наших деревень, живут в основном пенсионеры.

— А откуда появилось название «Земельный вопрос»?

— Нам в сентябре исполнилось пять лет. Хоть мы не отмечали этот маленький юбилей, но дата не осталась незамеченной. Я получила Благодарность Президента Беларуси!

Почему назвали «Земельный вопрос»? Когда пришла на передачу, название уже было. Концепция программы — информационно-аналитическая передача, репортажи с места событий. И даже формат ведения не предусматривает студийной съемки. Мы выезжаем на природу и оттуда ведем передачу. Работаем в Ботаническом саду и хозяйствах. В деревнях нас уже знают! Например, когда приезжаем в Сеницу Минского района, иногда местные жители подходят и делятся своими заботами. Мол, дороги плохие, водопровод вышел из строя. Поэтому приходится часто обсуждать с людьми их проблемы. И только потом начинать работу. В общем, бывает всякое.

— Приходят ли к вам посетители? По каким поводам? Какие вопросы задают? Что волнует вашего зрителя?

— Приходят и приезжают. Оказывается, у нас в Беларуси люди очень неравнодушны к проблемам села. Не так давно ко мне даже приезжал предприниматель из Несвижского района. Просто поговорить о дальнейшем развитии белорусской деревни. Я пообещала, что по возможности приеду к нему в усадьбу.

Часто общаемся по телефону. Недавно позвонил фермер Михаил Григорьевич Троцкий из Бобруйского района, у него проблема. Говорит: «Как дальше развиваться? Хочу построить дорогу, доброе дело сделать не только для себя, но и для сельчан. А мне предлагают создать вначале проект, который стоит дороже дороги». Я пообещала, что мы к нему приедем.

Вообще, мы достаточно часто поднимаем в передаче разные вопросы. Работаем и с Госконтролем, и по письмам выезжаем. Лето пришло, начались сельхозработы, звонки и письма пошли на спад. А зимой и осенью — пик обращений. Очень люблю, когда есть обратная связь, когда человек после эфира звонит, высказывает свои мысли, предложения.

— А как удается охватить в сюжетах всю Беларусь?

— У нас отлично справляются собственные корреспонденты. Хочу сказать о них очень много хороших слов. Потому что все работают с большим энтузиазмом: Маргарита Ушкевич из Гродно, Евгений Пустовой и Светлана Вечерко из Бреста, ребята из Гомеля, Витебска, Могилева. Даже признаются, что репортажи для «Земельного вопроса» — отдых от информационных сюжетов, потому что мы готовим аналитические материалы. Раскрываем тему более глубоко и всесторонне или стараемся исследовать какую-то проблему. Сюжеты интересные, всегда затрагивают острые проблемы современной деревни.

— Были ли незабываемые встречи в деревнях?

— Недавно познакомилась с семьей художников Ересько из Воложинского района, которая приехала жить в деревню. И там, среди первозданной природы, у них раскрылись новые грани творчества. «У человека, как и у дерева, должна быть тесная связь со своими корнями, с прошлым, иначе у него нет духовности». Это слова героини нашей передачи художницы Ольги Ересько.

— Скажите, а вы в своей работе «привязаны» к календарю?

— Да, отражаем какие-то даты, праздники, события. Недавно было 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС, делали репортаж из Лунинецкого района. Туда приезжал Президент, и наш корреспондент побывала в местной больнице, школе, посмотрела, что люди живут хорошо, почти без оглядок на прошлое. В районе делают все, чтобы минимизировать последствия катастрофы. А мы показали: родился, значит, жизнь продолжается, люди закрепляются на этой земле. И это очень здорово, что такие районы возрождаются.

— Наталья, какая, на ваш взгляд, самая острая проблема на селе?

— Вернуть в деревню молодежь. Наряду с тем, что сейчас наступает новый этап развития сельских территорий. Государственная программа возрождения и развития села свое дело сделала. Мы наладили сельскохозяйственное производство, у нас развивается экспорт. Хозяйства в основном встали на ноги. Сейчас уже речь идет не просто о развитии сельских территорий, а о формировании нового уровня и качества жизни в деревнях. Тут и нужны свежие силы — молодежь. Статистика показывает, что ее число в сельской местности неуклонно снижается. Уезжают те, кто отработал по распределению. Почему? Потому что нет перспективы роста. А где созданы условия для хорошей жизни? В тех же агрогородках: ребята и девчата остаются, не задумываясь. Потому что там предоставляют жилье, развивается производство, есть перспектива повышения по службе, увеличения зарплаты. Этого не скажешь о небольших деревнях, которые не стали агрогородками. Поэтому многие специалисты видят возрождение деревни в том, чтобы создать малое предпринимательство на селе. И молодежь вовлекать в эту работу. Нужно создавать деревню нового уровня.

— Сравниваете ли вы в программе белорусскую деревню и заграничную?

— Наши корреспонденты работают в приграничных районах. Они заезжают, например, в соседние области России. И те репортажи, которые нам присылают, говорят о том, что российские сельчане по-хорошему завидуют нашим. Они хотят такого же активного развития сельского хозяйства, деревни.

— Что ждет зрителей в следующих передачах?

— В ближайшей передаче мы расскажем о тенденциях спроса и предложения на мировом рынке зерна и о перспективах нового зернового сезона 2011 года. А еще о наиболее востребованных услугах в деревне.

Сейчас в Клецком районе Белкоопсоюз активно развивает услуги по вспашке огородов и обработке приусадебных участков. Характерная особенность времени — техническое обслуживание легковых автомобилей. Эта услуга сейчас самая востребованная в деревне. У населения появились машины.

— Как вы считаете, велика ли роль телевидения именно для сельского жителя?

— Роль телевидения очень большая не только для сельчан. Некоторые СМИ, в частности, телевизионщики, в погоне за рейтингом, может быть, и перебарщивают в некоторой степени с криминальными новостями, сенсациями. Тот же телеканал НТВ. А практика показывает, что человеку интересно то, что близко ему по духу, то, что трогает сердце и помогает найти точку опоры в жизни. Когда мы ввели рубрику «Дачные истории», где рассказывали о творческих людях, о врачах, скульпторах, о тех, кто достиг чего-то в профессиональной деятельности, о том, как они приезжают в деревню и там раскрываются по-новому, какие у них появляются мысли и как связь с землей и природой открывает новые черты характера, а иногда даже меняет жизнь, — это вызвало небывалый интерес у зрителей.

— Легко ли было стать телеведущей?

— До прихода на телевидение я работала на радио в программе «На хвалі часу». Связь с аудиторией у меня была постоянной. И когда мне на телевидении предложили «Земельный вопрос», я задумалась. До этого занималась экономическими проблемами, с сельским хозяйством не была связана. Пришлось переквалифицироваться. Но, еще работая на радио, я окончила высшие курсы агропрома в БГАТУ. Поэтому у меня уже была за плечами подготовка, а опыт приобрела со временем.

— Первая передача, как первый блин, не вышла комом?

— Она была посвящена овощеводству. Проблему освещали с разных сторон: производство от поля до прилавка. Говорили о недостатке отечественных овощей для белорусских потребителей, о закрытии овощных магазинов. По-моему, еще и сегодня среднестатистический белорус не употребляет необходимого количества овощей. А в то время  эта проблема была достаточно острой. Получился получасовой фильм, посвященный развитию овощеводства в нашей стране. Во всяком случае, Александр Аутко, главный овощевод НАН Беларуси, позвонил и сказал, что передача ему понравилась.

— Какие территории Беларуси в рамках программы еще хотелось бы освоить?

— В Беларуси мы все охватываем. Хотелось бы, чтобы было больше зарубежных командировок. Хоть у нас и выходили передачи о сельском хозяйстве ЮАР, Китая, но этого недостаточно. Нашим зрителям интересно, как сельчане живут за рубежом, какие у них проблемы, традиции, вопросы.

— Наталья, в чем успех любой передачи?

— Когда в ней участвуют люди. В сельской местности много колоритных личностей, которых нигде, кроме Беларуси, не найдешь. Это идет от наших традиций. У белорусов какая-то особая мудрость, крестьянская        смекалка,      «дасціп-

насць»… Они твердо стоят на земле, потому что не потеряли с ней связь. И когда общаешься с такими людьми, возникает уверенность в том, что наша страна обязательно будет процветающей.

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter