Феномен Волобоева

Евгений Волобоев - это аномалия.
Евгений Волобоев - это аномалия. Инопланетный пришелец, который совершенно не считается с объективной реальностью. Например, с тем, что в сутках 24 часа, - его сутки гораздо длиннее. И частный театр, по мнению Волобоева, можно успешно содержать, не имея за душой ни гроша. При этом мало ему одного театра - Волобоев, как заправский маг, щелкает пальцами и создает еще два. И уже всерьез подумывает о четвертом.

Он, безусловно, успешный продюсер. О чем свидетельствует одно только то, что проекту Евгения Волобоева "Белорусские сезоны" скоро 4 года. Хотя аксиома "театру не выжить без государственной поддержки" - по-прежнему аксиома. И, столкнувшись с Евгением где-нибудь в метро, вы ни за что не заподозрили бы в нем дельца от зрелищной индустрии. Бриллиантов жене он не дарит, элегантных авто не покупает, разгуливает везде и всюду во "внесезонном" свитере практичного черного цвета... Но уже к маю у Волобоева должны "созреть" две новые премьеры. Хотя с долгами за свой последний спектакль он пока не рассчитался.

Когда мюзикл с участием глухих актеров существовал только в виде идеи, люди, готовые помочь, нашлись сразу: очень уж необычным и многообещающим выглядел этот проект. Но потом потенциальные спонсоры так же дружно передумали... Мне кажется, я их понимаю. Вызывающую новость о премьере во дворце Белорусского общества глухих я сама встретила с бурным восторгом. Но убедить себя увидеть это собственными глазами смогла лишь через несколько недель. Даже только намерение доставить себе удовольствие подобным зрелищем вдруг стало казаться кощунственным...

Тем временем большая часть публики даже не подозревала, что представляет собой Молодежный музыкальный театр Евгения Волобоева. Билеты на мюзикл "Снежная королева" продавались чуть ли не везде, при этом о физических особенностях актеров нигде не упоминалось. Поскольку определяющим в этом спектакле было слово "мюзикл", а не какое-либо другое. Но после финальных аплодисментов я наблюдала, как особенно настырные зрители устремились за кулисы в поисках режиссера, по пути выясняя, не студенты ли Академии искусств решили урвать кусочек от славы модного фильма "Страна глухих"? А если это не наши, значит, москвичи с их бесчисленными клонами с конвейера "Фабрики звезд" "чешут" по городам и весям?.. Действительно, пение под фонограмму - явление из разряда обычных, подтанцовка же здесь вполне профессиональная, костюмы и декорации - отнюдь не провинциальные, а то, что актеры сопровождают свои вокальные монологи жестикуляцией глухонемых... Так ведь любой режиссер имеет право на творческий поиск.

"Зрители и сейчас, случается, спрашивают, сколько времени потребовалось моим ребятам, чтобы выучить язык жестов. Я честно отвечаю: год", - рассказывая мне о своем новаторском проекте, Евгений вовсе не пытается навести тень на плетень. На подготовку этого спектакля ровно год у него и ушел. Для современного театра это долго. И дело не столько в том, что режиссеру Волобоеву пришлось общаться с актерами на языке чужестранца, способного объясниться лишь интуитивно. "Пока я не начал работать над своими последними проектами, полагал, что наше общество более гуманно, - откровенничает он сейчас. - Это не означает, что я разочаровался в людях, но стал относиться к ним несколько настороженно..."

Еще во время репетиций Волобоеву предлагали деньги с условием, чтобы не выводил на сцену инвалидов. Но он таки предъявил общественности свой "Храм одиночества" с танцами инвалидов-"колясочников". "Мы привыкли считать, что эти люди - другие. И они точно так же представляют нас существами из другого мира", - говорит Евгений.

С "Храма одиночества" начался театр "Соло", который приглашают уже и в Германию, и в Финляндию. Но даже в Польшу (туда тоже зовут) артисты "Соло" поехать не могут - финансово их никто не поддерживает. И новые спектакли этого уникального театра пока под вопросом - например, чтобы четверо актеров смогли рассказать свою историю любви, объединившей их в "Храме одиночества", потребовались усилия 40 человек. Впрочем, я не сомневаюсь, что Евгений Волобоев снова займет деньги у какого-нибудь сговорчивого бизнесмена под свое честное слово, и у "Соло" репертуар будет обязательно. Одновременно Волобоев ведет переговоры о создании хореографической труппы, которую собирается укомплектовать актерами, также по-своему особенными. Правда, на этот раз речь идет скорее об их нетрадиционных взглядах на балетное искусство...

Больше никаких подробностей касательно будущих проектов из Евгения клещами не вытянешь. Оправдывается: "Боюсь расплескать идеи". Кое-кто считает его блаженным - феномен Волобоева действительно ирреален, а сам он не соответствует ни одному из современных типажей делового человека. "Раз Бог вывел меня на эту дорожку, значит, я должен", - такое у него кредо. "Достаточно помолиться, и успех спектаклю обеспечен?" - неловко иронизирую я в ответ на слова, которые едва бы произнес любой другой из нынешних театральных антрепренеров: "А я молюсь. Только не за успех спектакля... За здоровье артистов".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter