Феномен творчества Александра Потемкина

Книги Александра Потемкина имеют огромную силу и значимость

Автор романов «Кабала», «Русский пациент», «Человек отменяется», яркой повести «Я» и талантливой фантасмагории «Стол» демонстрирует завидный энциклопедизм познаний, потрясающее проникновение в современную российскую действительность, а также несомненное личное мужество и недюжинную силу творческого характера.

Александр Потемкин — писатель-интеллектуал и социальный философ, пытающийся понять природу зла, жестокости и звериного начала в человеке. В повести «Я», которая является несомненной творческой удачей автора, высказывается мысль о том, что злые намерения и поступки людей исходят из несовершенства биологической природы человека и его душевного самодовольства.

Заслуживает восхищения глубокое понимание автором повести «Я» принципиальных отличий между людьми разных исторических эпох, которым были свойственны разные ценности и устремления, очень отличительные способы мышления и поведения.

А. Потемкин удивительно точно констатирует факт нивелирования личности в мегаполисах. Писатель с горечью отмечает, что подавляющее большинство людей живут лишь с мыслью о материальном благополучии, ни о чем больше не задумываясь. Автор сожалеет, что интеллект перестает цениться обществом, а определяющим критерием градации людей стал капитал. К сожалению, гены наживы и маниакальной алчности доминируют в поведении и поступках многих людей, полностью поглощая их сознание.

Стремление главного героя повести Василия Караманова сделать всех людьми новой эпохи, призванными покорить весь мир, — это блестящая политическая аллегория, сатира, исполненная с необыкновенным художественным мастерством.

Автора повести «Я» волнуют проблемы увеличения продолжительности жизни и бессмертия. Он рассуждает о человеке будущего, необходимости развития целого ряда научных направлений в области генной инженерии, энергетики, медицины, транспорта. А. Потемкин задумывается о поведении людей, когда технологии позволят им воссоздавать все, что угодно, из первоначальных веществ — атомов и молекул.

Писатель, к счастью, не теряет веры в то, что обычный человек способен к совершенствованию, преодолению животных инстинктов. Несмотря на удары судьбы и жизненные испытания — «полигоны для умерщвления человеческого духа и плоти», человек может сохранить достоинство, не потерять творческое начало и стремление помогать другим людям.

Фантасмагория «Стол», имеющая символическое название,— пародия на безликую государственную машину. Писатель ставит точный диагноз и выносит справедливый приговор деградировавшей бюрократии. Главный герой произведения — столоначальник и генерал Дульчиков — типичный высокопоставленный чиновник. Символическим языком литературы А. Потемкин осуждает изворотливость и двуличие государственных служащих, их страх потерять должности.

Прозе А. Потемкина вообще свойственны философско-публицистическая направленность и исключительно острое социальное звучание. В его сочинениях много критики, пародии, сарказма. С удивительно глубоким знанием дела мастер слова показывает изъяны современного человека и общества, несовершенство нравственных законов, безответственность политиков, многоликость государственной бюрократии и цинизм бизнесменов.

На страницах романа «Человек отменяется» автор открыто возмущается непрофессиональными решениями властей, приводящими к невиданным темпам инфляции в стране, необузданному росту цен на товары и услуги. Писатель размышляет о причинах потери обществом культа знаний и утраты уважения к талантам. Его больше всего беспокоит и удручает тот прискорбный факт, что нация перестала ценить умных и образованных людей.

А. Потемкина волнуют ключевые проблемы бытия, вопросы совершенствования человеческой природы и общества, свободы и ответственности, зависимости личности от внешних обстоятельств, от собственных желаний и инстинктивных потребностей.

В романе«Кабала» автор в символико-аллегорической форме показал болезненный процесс общественных преобразований в России, имеющих целью быстрое достижение благополучия. Писатель блестяще осветил издержки формирования политической нации и гражданского общества, трагические аспекты и неизбежные личные катастрофы при утрате людьми своей идентичности, сложную ломку устоявшихся этнических стереотипов и предрассудков.

Используя гиперболу, А. Потемкин показал, что российская действительность периода перехода от социализма к капитализму безлика и ужасна, напоминает сущий ад. Автор со знанием дела рассуждает о менталитете русских людей, которым свойственны авантюризм, готовность браться за осуществление невероятных проектов и реализовывать дерзкие идеи.

В центре внимания автора — природа власти, ее преимущества и обворожительная привлекательность. Писатель блестяще показал, что для получения и удержания власти очень часто используются любые средства и приемы: уговоры, угрозы, шантаж, подкуп, принуждение и насилие. Простые люди, сталкиваясь с произволом, вседозволенностью властей, круговой порукой, теряют всякую веру в государство.

Вместе со своими героями А. Потемкин стремится разгадать секрет жизни, проникнуть в глубинную суть догматов веры, определить конкретные пути совершенствования человека и общества. Ключевая мысль автора «Кабалы» — утверждение первостепенной необходимости для граждан России учиться у других народов, чтобы достичь успеха и процветания: у немцев — организованности и правовой дисциплине, у китайцев — способности к внутренней сосредоточенности, у евреев — предприимчивости и рачительности. Писатель мечтает о том, чтобы Россия стала лидирующей интеллектуальной страной, а профессии ученого и библиотекаря имели высокий общественный статус.

Лейтмотив романа «Кабала» является то, что настоящую свободу человек должен обретать светлыми помыслами и завоевывать добрыми делами. Искусственные и быстродействующие средства, напоминающие «получение наркотической дозы», дают лишь временное ощущение счастья — непродолжительный «кайф», «наполнение души благодатью» и состояние экзальтации. Но они обязательно заканчиваются изнурительными ломками и почти неизбежно — мучительной смертью, что и происходит с главным героем произведения Петром Петровичем Парфенчиковым.

В произведениях А. Потемкина представлены практически все уровни и проявления коллективного сознания и психологии масс. Роман «Русский пациент» — великолепное художественное исследование различных психологических модификаций, типов сознания и мировоззренческих парадигм. Персонажи его романа, произносящие исповеди перед доктором-психиатром Райским, а также перед самими собой, как раз и являются прекрасным воплощением разнообразного отношения к действительности и жизненным реалиям. В их поступках и «размышлениях о жизни» автор справедливо усматривает много комического и потешного, особенно в Антоне Антоновиче Пузырькове.

Следует отдать должное писателю-гуманисту. Очертив все многообразие поведенческих мотивов, он не оставляет читателя наедине с его проблемами, а указывает выход из психологических лабиринтов, дает простые и понятные ответы на сложнейшие интеллектуальные головоломки, мучавшие человечество на протяжении веков.

Каждая книга писателя приятно радует роскошным творческим замыслом и художественной стратегией автора, ее цельностью и единством. При этом техника исполнения и стилистика удивляют разнообразием и многоцветием, свидетельствуя о безграничных возможностях мастера слова, широчайшем диапазоне его творчества. В семантически многослойных произведениях А. Потемкина много библейского аллегоризма и иносказательности, зашифрованных образов и многозначных символов. Отличительная черта его произведений — психологизм, умение проникнуть во внутренний мир героев, объяснить глубинную мотивацию их действий.

А. Потемкин блестяще владеет пером, о чем свидетельствует богатейший арсенал используемых им литературных приемов. Он виртуозно пользуется всем многообразием художественных и выразительных средств. Мастерское применение полифонии и многоголосья, монологов и откровений, великолепно выстроенных диалогов, приема перевоплощения героев позволило автору глубоко и полно осветить вопросы и проблемы, к которым он обращается на страницах своих произведений.

Как настоящая творческая личность, А. Потемкин не ищет легких путей в литературе. Он отказывается от дешевых приемов и искусственных заигрываний. Сосредотачивая пристальный взор на темных, дьявольских и отвратительных сторонах жизни, он преследует при этом высокую цель — подчеркнуть светлое, оттенить прекрасное, то, что действительно заслуживает внимания и представляет истинную ценность.

Мастер слова выполняет благородную миссию — силой художественного слова он стремится предупредить читателя об угрозах, предостеречь от беды, отвести от опасностей, спасти его душу и грешное тело. В произведениях А. Потемкина нет положительных героев, нет иллюзии и обмана, нет кумиров и идолов. У него есть только потрясающая вера в человека и его совесть, ничем не истребимое стремление к добру и справедливости, к совершенству, красоте и небесной чистоте.

Книги А. Потемкина, несмотря на постмодернистские формы, принадлежат к реалистическому направлению в искусстве. Они являются блестящим продолжением классических традиций русской и мировой литературы, открытой и правдивой, небезразличной к человеку, ответственной за судьбу России и современной цивилизации.

Произведения Александра Потемкина имеют огромную познавательную силу и эстетическую значимость. Они учат читателя думать, размышлять, принимать решения и активно действовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter