Файл обнаружен.

или Как определить преступника по выражению лица?  

После трагических событий 11 апреля вопрос о безопасности в общественных местах, на транспорте встал как никогда остро. Общеизвестно, что болезнь проще предупредить, чем лечить. Именно поэтому в стране стали набирать популярность курсы профайлинга – метода выявления потенциально опасного пассажира по невербальным признакам. Корреспондент «НГ» выяснил, почему не стоит доверять женихам и что должен уметь профессиональный профайлер.

Секреты ремесла
“НГ” узнала о нюансах, благодаря которым можно вывести преступника на чистую воду
Человек вышел в аэропорту из дорогого “Порше”, а брюки у него мятые и дешевые. Или портмоне из дорогой кожи, а дипломат — из кожзама. Это уже тревожный звонок для профайлера. Можно сделать вывод, что человек выдает себя не за того, кем является на самом деле.
Однажды в зарубежном аэропорту задержали босого гражданина южной страны. Впоследствии оказалось, что он собирался совершить теракт. Как раз босые ноги и стали ключом к разгадке его замыслов. Оказывается, перед тем как совершить джихад, шахид должен сбрить бороду, надеть новую одежду и обувь. Значит, если видно, что мусульманин только что побрился, его обувь не стоптана, это уже причина обратить на человека внимание. Как оказалось в нашем случае, у шахида не нашлось новой обуви, поэтому он и отправился в аэропорт босиком.

Самолет летит в Стокгольм

Мало кто знает, что в истории белорусской авиации первый акт незаконного вмешательства был в 1990 году. Молодой человек пронес на борт самолета, который летел в Мурманск, собственноручно сделанный муляж гранаты. Когда судно уже было в воздухе, он передал пилотам записку с требованием лететь в Стокгольм. Уговорить злоумышленника отказаться от затеи не удалось. Было принято решение не рисковать жизнью людей и лететь в Стокгольм, где парень сдался ожидавшим его на перроне шведским правоохранителям.
С тех пор методика психологического определения преступников шагнула далеко вперед. Сегодня практически в каждой развитой стране целый ряд работников авиационных организаций (да и не только) проходит курсы профайлинга. Их учат “видеть” злоумышленников чуть-ли не насквозь.
Любопытно, что Беларусь была одной из первых стран, которые организовали специальные курсы по определению потенциальных преступников. Первыми взяли на вооружение профайлинг израильтяне, чьи аэропорты известны высоким уровнем безопасности. Следом за ними обучать премудростям определения преступников начали в Великобритании, США, а затем и в Беларуси.
Курсы подготовки в специализированном международном учебном центре ИКАО по авиационной безопасности прошли и белорусские психологи. По возвращении наши специалисты, получившие специальные знания и сертификаты, начали учить профайлингу работников авиационных предприятий и организаций.
— Все, кто контактирует с пассажиропотоком в аэропорту, начиная с кассиров и заканчивая членами летного экипажа, проходят курсы профайлинга либо в колледже на кафедре безопасности на воздушном транспорте, либо в специализированном центре профподготовки в РУП “Национальный аэропорт “Минск”, — рассказывает декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Минского высшего авиационного колледжа Александр Ипатьев. — Будущий профайлер должен иметь психологическое образование и пройти специальный профотбор.

Шашка “с любовью”

Нервозное поведение пассажира — это уже тревожный звонок для профайлеров. А иногда важно знать даже, как пассажир оплачивал билет...
В один из зарубежных аэропортов за сорок минут до конца регистрации пришла женщина. Работники аэропорта задали ей стандартные вопросы: сдавали ли вы свой ноутбук в ремонт, не передавал ли вам кто-нибудь вещи... Женщина отвечает на все вопросы уверенно. Но подозрение у профайлеров вызвало то, что из багажа у нее с собой была только одна сумка. Билет купил ее жених за наличные. Это усиливает подозрения — при оплате карточкой можно проверить личность человека. Сотрудники службы авиационной безопасности вежливо попросили женщину показать содержимое сумки, аккуратно достали все вещи и вывернули сумку наизнанку — все швы заводские, не придерешься. Но одному из сотрудников сумка все же показалась тяжеловатой. Когда вскрыли донышко, то вместо картона обнаружили там распиленные тротиловые шашки. А детонатор нашли в калькуляторе, на месте батарейки. Взорваться конструкция должна была при перепаде давления. То есть на борту самолета. Женщина была шокирована содержимым своего рюкзака еще больше, чем сотрудники охраны. Оказалось, в “путь” ее снарядил тот самый жених.

Вопрос в тему

Очевидно, что профайлер обязан уметь психологически правильно задавать вопросы. У психологов есть специальные методики, с помощью которых можно “раскрыть” человека. При этом специалист наблюдает за поведением, речью, жестами, движениями. Все эти тонкости очень точно раскрывают намерения человека.
— Такие вопросы бывают очень важны, — говорит заместитель начальника Минского высшего авиационного колледжа Юрис Цибулис. — К примеру, шахид, перед тем как уйти на тот свет, должен произнести 33 имени Аллаха. Вопросы начнут его сбивать, он будет вести себя неадекватно.

Кому это нужно?

Постепенно число желающих обучиться премудростям необычного для нас искусства профайлинга стало увеличиваться. Сегодня в авиационном колледже наряду с авиационными специалистами обучаются этим навыкам кассиры, директора туристических агентств, работники метрополитена, таксисты. Решается вопрос с подготовкой железнодорожников.
 — Специфика у каждого своя, — рассказывает Александр Ипатьев. — Одни больше общаются с пассажирами аудиально, другие — визуально.
Впрочем, всех своих секретов специалисты не раскрывают. И подчеркивают: выводы профайлера не могут быть окончательными, а информация, полученная о человеке, — это лишь предпосылка к действиям со стороны службы авиационной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter