Михаил Шиманский вспоминает детали уголовного дела о зверствах карателей в Витебской области в войну

«Фашисты вернулись и стреляли уже в мертвых...»

Страшные факты, неизвестные широкой общественности, скрывало уголовное дело № 16 о зверствах карателей в Витебской области

В стране предприняты важные шаги, созвучные с запросами нашего общества, против фальсификации исторической правды. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Недавно Президент подписал Закон «О недопущении реабилитации нацизма». Есть возможность установить и огласить имена гитлеровских преступников и их пособников, творивших злодеяния над мирными людьми. Сказать решительное «нет» бессовестным попыткам на Западе все искажать, нагло врать в угоду политической конъюнктуре. Материалы, содержащиеся в уголовных делах по обвинению нацистских карателей, свидетельствуют о человеконенавистнической политике, которую проводили немецко-фашистские захватчики на временно оккупированной территории Беларуси. Увы, им рьяно помогали изменники нашей Родины. Эту правду мы теперь не скрываем.


Я — дитя войны

Полвека рассказываю в газетах, своих книгах о трагических судьбах белорусских деревень, многие из которых разделили печальную участь Хатыни. За это время побывал в десятках селений, встречался и подолгу беседовал с очевидцами страшных преступлений. Они чудом спаслись во время карательных акций. Невыносимо тяжело было слушать их жуткие воспоминания, видеть их горькие слезы, чувствовать непреходящую боль. Но я внимательно слушал, все подробно записывал в объемные тетради, чтобы сохранить историческую правду из первых уст. В этом вижу свой профессиональный и гражданский долг.

И не только. Здесь есть и личное. Ведь я — дитя войны, пережил страшную немецкую оккупацию. Родную деревню Пешки в Березовском районе каратели сожгли дотла, а тех сельчан, которые не успели спрятаться в лесу, болоте, расстреляли или угнали с собой.

Немецкий карательный отряд поджигает дома.

Уголовное дело № 16

Работая 25 лет собственным корреспондентом в Беларуси самой популярной и очень влиятельной в Советском Союзе газеты «Известия», имел возможность ознакомиться с материалами некоторых судебных процессов над военными преступниками. В Комитете госбезопасности меня попросили подробно изучить уголовное дело № 16 и подготовить публикацию в «Известия».

— Очень серьезное дело, — поделился со мной начальник отдела КГБ Иван Никифоров. — В декабре 1960-го, январе — мае 1961 года за убийства и истязания советских людей арестовано и привлечено к уголовной ответственности 13 бывших эсэсовцев. Это каратели особого батальона СС под командованием Дирлевангера. То, что творили эти изуверы в Беларуси, сколько убили, сожгли живьем беззащитных женщин, стариков, детей, здравый человеческий рассудок просо не принимает. К сожалению, эти злодеяния нацистов широкой общественности почти неизвестны. Вот бы рассказали о них своим читателям.

Просьбу руководства КГБ я тогда выполнил. Мой обстоятельный материал в «Известиях» оценили положительно, но все имена пособников нацистов были вычеркнуты. «Называть их теперь нецелесообразно по политическим и национальным соображениям» — так обосновали мне в редакции.

Солдаты из спецбатальона СС Дирлевангера казнят подозреваемых в партизанстве.

Осуждены за преступления

Какие же страшные факты, неизвестные широкой общественности, содержит уголовное дело № 16? Необходимо отметить, что по батальону Дирлевангера после войны в Беларуси состоялось шесть судебных процессов. Помимо этого изу­вера следствием выявлены другие организаторы и исполнители чудовищных преступлений. Среди них заместитель Дирлевангера Генрих Фейертаг, командиры рот Барчке, Толь, Вайзер, Иоганн Циммерман, эсэсовцы Якоб Тэд, Отто Лаудбах, Рене Фердерер, Альфред Цингебель, Герберт Диц, Вилли Цинтант, Земке, Вайнхефер и многие другие палачи. С наступлением наших войск они трусливо бежали на Запад. Понесли ли эти изуверы заслуженное наказание за злодеяния? До сих пор неизвестно. Вот почему в самый раз возбуждение Генпрокуратурой уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы войны.

Кого же из коллаборационистов судили в Минске в 1961 году? Бывших эсэсовцев Стопченко, Пугачева, Ялынского, Грабаровского, Тупигу, Кириенко, Зайвыя, Радковского, Майданова, Сахно, Уманца, Мироненкова, Шинкевича. Приспешники Дирлевангера были настоящими преступниками, которых обвиняли в том числе в убийствах. При этом в Нюрнберге подтверждено, что борьба против партизанского движения всего лишь предлог для истребления мирного населения.

Эсэсовцы батальона Дирлевангера участвовали в крупной карательной экспедиции «Коттбус».

Кровавые следы

С лета 1942-го и до лета 1944 года батальон Дирлевангера был задействован преимущественно в Беларуси. Его кровавый путь начался в деревне Борки Кировского района. Здесь эсэсовцы апробировали изуверские методы массового уничтожения мирного населения: за один день 15 июня 1942 года убили 1843 человека.

Из уголовного дела № 16: «Как было установлено следствием, привлеченные по уголовному делу обвиняемые в составе эсэсовского батальона Дирлевангера в течение 1942—1944 годов участвовали в более чем 60 карательных операциях против советских граждан на территориях Минской, Могилевской, Витебской и других областей Беларуси. За это время уничтожено свыше 100 населенных пунктов, расстреляно и сожжено заживо более 10 тысяч советских людей, тысячи угнаны в фашистское рабство. Разграблено и уничтожено имущество многих колхозов, дома, общественные постройки. Каратели расправлялись с советскими людьми с особой жестокостью».

В марте 1943-го они ворвались в деревни Багута, Ляды, Погорельцы и Прилепы Смолевичского района. В Багуте расстреляли 180 человек, в основном женщин, детей, стариков. В Лядах согнали 85 жителей в недостроенный сарай, где их расстреляли, а постройку с трупами сожгли. В Погорельцах вместе со взрослыми убили трех несовершеннолетних. Каратели Ялынский, Пугачев, Зай­вый, Сахно, Шинкевич расстреливали жителей Багуты, убегавших от расправы.

А вот что мне рассказал очевидец тех чудовищных преступлений Степан Стабровский, житель Багуты: «Я успел добежать до леса, так и спасся. Там меня нашел мой двоюродный брат Давид Стабровский. Он был ранен, а его родные убиты. Он рассказал, как немцы ворвались в хату и в упор расстреляли людей. Ничего не говорили, не кричали, стреляли, и все. Люди голосят, Давид упал на пол, каратели подумали, что он убит, ушли из хаты и подожгли ее. Давид задыхался, но все-таки нашел в себе силы, выполз и побежал к лесу».

«Немец выстрелил братику в висок»

Из уголовного дела: «В апреле 1943 года обвиняемые в составе взвода эсэсовцев под командованием Сахно участвовали в карательной операции в деревнях Хотеново, Кривая Поляна, Сухой Остров Смолевичского района. Они заперли в доме и истребили более 40 семей Хотеново. В основном женщин, стариков, детей. Во время этой расправы восьмилетний сынишка Мытника Степана выскочил из дома и пытался бежать, но эсэсовец схватил его и бросил в горящий дом. Удалось спастись лишь подростку Чижику Николаю».

Из воспоминаний Николая Чижика: «Я спрятался под кровать и младшего братика Ваню взял с собой. В хату вошли каратели, увидели нас и поняли, что мы никуда не денемся. А в колыске лежал самый маленький мой братик. Так немец взял его и выстрелил в висок. Еще они застрелили братиков Мишку и Костю. Затем вытащили нас двоих из-под кровати. Я поднялся — и в окно. В меня выстрелили, но промахнулись. Я был ловкий, в суматохе убежал к болоту».

В Хотеново тогда эсэсовцы уничтожили 177 мирных жителей. Каратель Стопченко расстрелял троих человек, Ялынский и Зозуля убили в хате старика и двух престарелых женщин. Эсэсовец Пугачев, Радковский, Зайвый, Кириенко, Майданов пригнали 18 мужчин к бане, всех расстреляли, а трупы сожгли.

«Лежат убитые мама и папа»

С 20 мая по 20 июня 1943 года эсэсовцы батальона Дирлевангера участвовали в крупной карательной экспедиции «Коттбус». Проводя ее, нацисты зверствовали с дикой одержимостью. Особенно пострадал от них тогдашний Плещеницкий район (ныне Логойский). Я побывал в нескольких деревнях Задорьевского сельсовета. Из 27 их полностью сожгли 21.

Из уголовного дела: «23 мая каратели учинили расправу над жителями деревни Литвичи. На другой день они уничтожили около 400 сельчан в Засовье. В тот же день ворвались в деревню Слобода, где уничтожили более 100 человек. Через два дня в деревне Заборонки согнали в сарай 26 человек, в основном женщин, стариков, детей, и расстреляли. Сарай с трупами и другие постройки сожгли».

Рассказывает Петр Радевич из деревни Засовье: «Наша семья тогда жила у Александра Казака. Помню, рано утром каратели пошли по хатам. Мы четверо — мой старший брат Стась, сестра Ванда, я и хозяйская дочь Лена — спрятались в сарае. Вдруг потянуло дымом и гарью. Мы — вон из сарая, глядим — вся деревня в огне. Конечно, надо было удирать из деревни, но испугались и хотели быть вместе с родителями. Заскочили в хату и видим: лежит убитая мама. Неподалеку отец, тоже убитый. Александр Казак и его жена тоже мертвы. Мы оцепенели. Хорошо, что брат Стась закричал: «Убегайте быстрей!» Выскочили во двор и побежали к болотам».

В моем журналистском блокноте сохранились воспоминания жительницы деревни Слобода Регины Градюшко: «В войну была маленькой девочкой, но запомнила 23 мая 1943 года, когда немцы сожгли нашу деревню Слобода вместе с 204 жителями. А я спаслась чудом. Когда в хату за­шли каратели, поставили пулемет и в упор стали стрелять, упала на пол. Меня закрыли собой убитые люди. Каратели ушли, я выползла из-под трупов, спряталась в подвале. Но фашисты вновь вернулись и стреляли в уже мертвых людей. Деревня горела, я в дыму бежала в лес».

Эта память и возмездие — наша сила

Страшный перечень диких злодеяний нацистов можно продолжать только по одному уголовному делу № 16. Недаром матерый каратель Стопченко в суде бахвалился: «Я не знаю, сколько во время акций убил людей, не подсчитывал. Я участвовал в боях с партизанами, но в основном уничтожали женщин, детей и стариков. С каждым выездом на операции мы все больше наглели, грабили, больше пили».

А сколько еще таких уголовных дел хранят материалы о чудовищных преступлениях в Беларуси нацистских душегубов и их приспешников? Многие на Западе, у кого короткая память, хотят, чтобы мы забыли об этом. Напрасные потуги. Белорусский народ, столько отдавший во имя Победы, никогда не предаст священную память. Эта память — наша сила. И возмездие! Нужно поднять весь пласт исторической правды, чтобы в мире знали о геноциде. Поступить иначе в ту пору, когда в других странах нагло поднимают головы гитлеровские последователи и их единомышленники, нельзя.

Михаил ШИМАНСКИЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter