Фарс–мажор

Так выглядят конкурсные торги при отсутствии конкурса
Так выглядят конкурсные торги при отсутствии конкурса

Куда ни глянь — не страна, а большая стройплощадка. Возводится жилье, реконструируются больницы, открываются новые детсады и школы. Со стороны кажется — вот он, золотой век стройиндустрии, развития новых технологий. Но стоит присмотреться — и, пожалуйста, клубок проблем.

В 2006 году весьма солидное предприятие ОАО «Солигорскпромстрой» отказалось от участия в 22 торгах из 56. «В основном из–за нереальной, заниженной контрактной цены. Хотя в организации 4.000 человек и им нужно кормить свои семьи», — мотивировал отказ генеральный директор акционерного общества Николай Ашейчик. И это не единичный случай. Скорее тенденция. Строители не рвут друг у друга из рук государственные заказы, а готовы бежать от них без оглядки. Винят во всем тендерные торги.

Несколько лет назад конкурсный выбор подрядчика для любой стройки, на которую будет потрачен хоть один рубль из госказны, стал обязательным. В противном случае предусмотрены санкции. Разработчики нормативной базы уверены: дело прогрессивное, проверенное временем и позволяющее экономить. «Имея договорную цену, — убеждена Лариса Воробей, директор НИИ «Стройэкономика», — заказчик может рассчитывать свои инвестиционные возможности. Вы же не заказываете в магазине костюм, не зная, сколько он стоит? Подрядчики, конечно, тоже не должны быть в убытке. Торги — возможность найти компромиссное решение». Но почему же ропщут строители? Этот вопрос обсуждался и на традиционной строительной выставке «Будпрогресс». Вот некоторые аспекты проблемы.

Перезагрузка

О том, как неизменный дуэт — МАПИД и Минский домостроительный комбинат — регулярно изображает конкурентов на тендерных торгах в управлении капитального строительства Мингорисполкома, мы писали примерно год назад («СБ» от 27.10.2006 г.). Здравый смысл подсказывал, что эту комедию, сопровождающуюся, между прочим, подготовкой документации на 70 — 90 листах да в 3 экземплярах с каждой стороны, пора заканчивать. 11 ноября 2006 года Указом Президента № 676 подрядные торги на строительство по типовым и повторно применяемым проектам были отменены.

Что думает по этому поводу заместитель технического директора ОАО «МАПИД» Вячеслав Туров?

— Ирония судьбы: с тех пор мы приняли участие в 50 с лишним конкурсах на строительство панельных домов, которые не монтирует больше никто не только в стране, но и во всем мире. Потому что ни один проект дома не был признан ни типовым, ни повторно применяемым. В каждом по–разному выглядят первые этажи. В одном запроектирована, допустим, аптека, в другом — помещение товарищества собственников, в третьем — магазин.

Зачем тратятся деньги и время? Внятного ответа на этот вопрос нет. А формальный повод таков: в нормативных документах не дано четкого определения термина «типовой проект». Выходит, семантические трудности по–прежнему загоняют МАПИД на бессмысленные торги? Удивительно, но факт. Так или иначе, по словам Николая Ашейчика, генерального директора ОАО «Солигорскпромстрой», проведение тендеров очень часто превращается в пустое бумаготворчество и бесцельную трату времени. Загружен работой управленческий аппарат заказчика при нулевой результативности.

Просчитавшиеся

Кстати, несколько лет назад открытое акционерное общество «Солигорскпромстрой» хотело возвести торговый комплекс в Минске. Казалось бы, лакомый кусочек. Изучив проектно–сметную документацию, специалисты предприятия посчитали примерную цену новостройки — 13 с лишним миллиардов рублей. Заказчик же хотел получить комплекс за 8,6 миллиарда. Если бы это происходило, допустим, в Германии, то непременно стало бы предметом специального расследования. Там убеждены: при стабильности валюты и предварительном решении всех вопросов финансирования отклонение в цене не может быть больше 3 — 5 процентов.

У нас же сработало правило: кто платит, тот и заказывает музыку. Самое интересное, что подрядчик нашелся. Безропотно принял предложенные условия. А в результате построил торговый центр за... 14 с лишним миллиардов рублей, причем некоторые работы там не завершены и не оплачены до сих пор. Кто выиграл?

Конечно, желание государственного заказчика максимально ужать смету понятно. «Вот только сэкономить чаще всего пытаются не за счет применения современных технологических решений, новых материалов и совершенствования проекта, — сокрушается управляющий минского стройтреста № 4 Николай Шеремет, — а на зарплате рабочего, инженера, мастера и прибыли подрядчика. Результат? Мы ставим крест на развитии материально–технической базы трестов и СУ, теряем кадры. 40 тысяч минских строителей поменяли профессию или уехали работать за рубеж».

Дешевле только даром

Спрос на «каменщиков и плотников» нынче серьезно опережает предложение. «Образно говоря, — отмечает Александр Сидоров, начальник управления экономики Минстройархитектуры, — если несколько лет назад мы не знали, куда девать кирпичи, то теперь заводы продают их еще горячими. А реальная конкуренция вряд ли возможна, когда тендер объявлен, но нет желающих в нем участвовать. А такое сейчас не редкость». В итоге опытные и с репутацией маляры да плотники держат цену на свои услуги, а новички и «залетные» компании опускают планку качества, как говорится, ниже плинтуса.

— Не раз нам приходилось сталкиваться с тем, что в новостройках пластиковые окна меняют на... пластиковые окна, — рассказывает Игорь Боташев, директор компании — изготовителя пластиковых окон. — Качество оказывается адекватным цене, предложенной заказчиком, который, увы, хотел бы получить окна дешевле, чем комплект материалов, необходимый для их производства. Но чудес не бывает. Точно так же выбирается самая дешевая фасадная краска, которая облезает через год–два.

Кто завязал этот клубок и, главное, как его распутать? Ответа пока нет. Тендерные торги — общемировая практика. В них участвуют строители России, Украины, стран Балтии, Польши. Довольны и зарабатывают прибыль. Может, чужой опыт мы скопировали как–то не так?

Компетентное мнение

Галина Полещук, начальник отдела по организации процедуры государственных закупок концерна «Белресурсы»:

— Мы не проводим подрядных торгов в строительстве, а организуем конкурсы по закупке продукции для государственных нужд и руководствуемся другими нормативными актами. Мое мнение: экономия от приобретения товаров по конкурсу — огромна. Особенно если процесс организовывает не сам заказчик. Тогда практически невозможен его сговор с поставщиком продукции.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter