Что построят на месте бывшего фарфорового завода в Минске

Фарфоровые замки

Любая мировая столица, даже самая благополучная, — это по определению концентрация противоречий и сгусток проблем. Различия между Брюсселем, Римом, Москвой — только в деталях. Мегаполисы страдают от притока населения, за которым инфраструктура не успевает, средств на ее развитие всегда не хватает. Минск не составляет исключения. Но если большинство европейских столиц в основном давно сформировались, то наша продолжает интенсивно эволюционировать. Для примера достаточно назвать лишь проспекты Дзержинского и Победителей, архитектурное формирование которых происходит на наших глазах.


Масштабные трансформации не проходят безболезненно. Они травмируют психологию части коренных жителей, ломают сложившийся уклад целых районов с многотысячным населением. Бывает, что решение одних проблем порождает новые. Как бы то ни было, эти перемены и последствия принято обсуждать.

В ближайшие годы мы будем наблюдать преобразование обширного столичного квартала между улицами Кропоткина, В.Хоружей, Червякова и проспектом Машерова. Здесь размещался фарфоровый завод, который прекратил работу в 2009 году. Сейчас на его месте пустырь. Производственные здания снесены компанией «ИНФОРЕАЛТ», которая еще в 2013 году на открытом аукционе выиграла право на застройку участка площадью 4,2958 га. Объявлено, что здесь будет возведен многофункциональный общественный центр «Фарфоровый» с объемом инвестиций 70 млн долларов.

Для нас с вами, читатель, будут строить. Вам интересны подробности? Не сомневаюсь. Поэтому и обратился в дирекцию СООО «ИНФОРЕАЛТ» с просьбой ответить на несколько вопросов. В личном приеме мне... вежливо отказали: директор слишком занята. Вы, дескать, найдете всю информацию на нашем сайте. Можете прислать вопросы по электронной почте. Ценя дорогое время уважаемого директора Ирины Рондель, я адресовал ей лишь три вопроса.

1. Не ощутят ли дискомфорт жители прилегающих территорий? 2. Какой долей инвестиций из 70 млн долларов вы уже располагаете и можете ли назвать инвесторов? 3. Когда объекты комплекса будут предъявлены общественности в готовом проектном виде?

Ответ на второй вопрос пришел тут же: это коммерческая тайна. Времени ответить на оставшиеся два почти за месяц (!) у компании не нашлось.

Визуализация архитектурного проекта «Многофункциональный общественный центр «Фарфоровый».
ФОТО INFOREALT.COM

 На сайте содержатся все необходимые реквизиты проекта: выписка из решения Мингорисполкома об изъятии участка у прежнего владельца и предоставлении его новому — «ИНФОРЕАЛТу»; акт выбора земельного участка, согласования и разрешения... заключение комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома: «Многофункциональный общественный центр в квартале ул. В.Хоружей — ул. Кропоткина — пр. Машерова — ул. Червякова в г. Минске согласовать...» Но. Ниже сказано: «Срок действия настоящего заключения — два года...» Документ подписан 19.06.2015 г., срок действия истек в июне 2017–го. Подтверждения, что он переоформлен, в перечне нет. Возможно, это детали.

По существу. На сайте сказано: «Интегрированный высокоплотный жилой комплекс, дополненный социально–бытовой, досуговой и торговой инфраструктурой, будет соседствовать с бизнес–центрами». Это действительно высокоплотный объект. Цитата из презентации: «Проектом планируется предусмотреть включение в общественно–жилую среду полного спектра социальных услуг различных функций: размещение магазинов, салонов, агентств, офисов, ресторана, кафе, объектов спортивно–оздоровительного характера (ФОКа с бассейнами и саунами, спа–центра, салона красоты, фитнес–, шейпинг– и тренажерного клубов), а также объектов досуга (боулинг, бильярд, центры детского творчества и т.п.).

Сергей Костюченко.
Замечательно. Но почему эти перспективы не радуют председателя правления Приорбанка Сергея Костюченко? Он показал мне пока пустую стройплощадку с верхних этажей своего банковского комплекса. Сергей Костюченко не скрывает своей гражданской позиции, которую сформулировал кратко: «Будет плохо тем, кто здесь живет сейчас, и тем, кто поселится потом».

Сверху хорошо видно, что все вокруг заставлено машинами впритык. Я свою оставил, кстати, за полкилометра от банка: ближе места не нашлось. Что же здесь будет, когда появятся тысячи новых машин, принадлежащих жильцам, офисным работникам и многочисленным посетителям магазинов, салонов, клубов, досуговых объектов? Термин «высокоплотная застройка» банкиру категорически не нравится. Он сравнивает нашу столицу с Веной, где бывает по делам бизнеса: «При такой же численности населения Минск вдвое меньше по площади». Главными ресурсами города считает не стоимость земли, а чистоту воздуха и воды, на месте пустыря предпочел бы видеть парк.

Действительно, мы гордимся нашей комфортной для жизни страной, в которой всем хватает простора, зелени, воды, чистого воздуха. Почему же минчанам предлагают терпеть «высокоплотную» тесноту? Ведь теснее уже некуда! И как быть с известным требованием Президента прекратить массовое строительство жилья в Минске, переключившись на города–спутники?

Сравним несколько столиц по плотности населения, числу жителей на 1 кв. километр: Рим — 2.229, Киев — 3.405, Варшава — 3.461 человек, Санкт–Петербург — 3.607, Берлин — 3.834, Москва — 4.762, Лондон — 5.173. Теперь внимание: Минск — 5.530! Минчане живут стесненнее даже москвичей!

Будущий комплекс «Фарфоровый» расположен именно в центре столицы. Так его позиционирует застройщик, подавая как фактор инвестиционной привлекательности проекта. Кстати, об инвесторах. Приорбанку было предложено участие — он отказался. Обещанный возврат инвестиций в течение трех лет и предполагаемая прибыль по проекту в 30 млн долларов не показались убедительными.

Где гарантии? Меня и вас, читатели и минчане, не слишком волновала бы коммерческая тайна компании, если бы она строила для себя. Но речь о крупном градостроительном проекте. Рискнул бы назвать его беспрецедентным. Новая Боровая, Маяк Минска, Минск–Мир, застройка Лебяжьего на проспекте Победителей — не в счет: это все же периферийные для столицы районы. В сложившемся центре Минск не знал подобных проектов. На бумаге «Фарфоровый» выглядит гладко. Но хватит ли сил? Не получится ли размах на рубль, а удар — на грош?

Много чего обещал городу и горожанам Сергей Демчук. Он теперь отбывает срок, а другие остались без денег и квартир, недостроенные здания новой обсерватории в Уручье превратились в руины. Кашу, которую заварил бывший директор компании «Тамбаз» Лев Хаютин, власти Советского района и дольщики–пайщики расхлебывают до сих пор. Тот и другой — общаться ради интервью приходилось лично — поначалу были очень убедительны, согласования и разрешения тоже имели. Это без намеков. Разве, имея в памяти такие прецеденты, мы не вправе усомниться в состоятельности очередного амбициозного застройщика?

Кто он вообще такой, чем знаменит? В портфолио СООО «ИНФОРЕАЛТ» имеется несколько законченных объектов: это отдельные здания. Хорошо, но неубедительно: масштабных проектов, подобных «Фарфоровому», в портфеле нет. По разным причинам спотыкались даже более мощные инвесторы: тихо на стройке газпромовского центра, ветшают здания бывшего троллейбусного депо на ул. Красной. Не хотелось бы повторения прецедентов. Если по–простому, то в данный момент застройщик, похоже, ищет дольщиков (назовите их инвесторами) для проекта стоимостью 70 млн долларов. А если не найдет в достаточном количестве в нужное время?

Между тем завершение строительства назначено на 1 марта 2022 года. До него осталось 3 года с небольшим. Что происходит на площадке, вы видите сами. По–моему, даже компаниям с миллиардными оборотами и глобальной репутацией было бы непросто уложиться в столь сжатый срок... Справится ли «ИНФОРЕАЛТ», которому городские власти (фактически мы с вами) доверили очень серьезное дело? И не оттого ли происходит «скромность» дирекции, что убедительного ответа у нее нет?

...Пусть бы я ошибся. Не хочется уподобляться тем гражданам, которые всегда недовольны городскими новостройками. У архитекторов вообще незавидная участь. Их творения люди нечасто умеют оценить, обычно критикуют и, бывает, лишь через поколения признают шедеврами: достаточно напомнить Эйфелеву башню. Мы ждем от наших архитекторов шедевров. Уверены, что они могут их создать — как способны были предшественники, сформировавшие облик Минска. Сумеют ли его сохранить, не обезобразить, украсить? И на месте бывшего фарфорового завода, в частности. За три года узнаем. Как и ответы на прозвучавшие здесь сомнения, надеюсь, никому не обидные.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter