Как черное становится синим и есть ли золото в золотой краске

Фарфор под роспись

Для маленького города на речке Ипуть фарфоровый завод — и работа, и дом, и семья. Предприятие открылось в Добруше сорок лет назад, завязав на себе сотни добрушских биографий. Родители Натальи Семикашевой переехали в райцентр, когда узнали о строительстве нового завода, при котором возводился жилой квартал. Мама нашей героини несколько лет проработала здесь в литейном цехе, после в местном лицее учила будущих заводчан мастеровым премудростям. Наталья пошла по семейной линии, хотя, говорит, и не планировала:

В региональном конкурсе профессионального мастерства областного объединения профсоюзов Наталья Семикашева ныне удостоена звания «Гомельский мастер — 2019».
Фото Марии Амелиной

— Я подала документы в техникум на специальность химика-технолога. А пока ждала ответ из учебного заведения, устроилась на завод. И так мне здесь все было по душе, что когда пришло из техникума приглашение на учебу, никуда уезжать не хотелось. На заводе я уже двадцать лет.

Она попробовала себя в разных мастеровых ипостасях:

— Рисовала с детства, в школе все стенгазеты были моими, но я никак это не связывала со своей будущей профессией. А когда попала в живописный цех, сразу щелкнуло: мое. Получилось, что не я выбрала профессию, она меня выбрала.

Ее стандартный рабочий набор такой же, как и у живописцев-фарфористов прошлого века — беличьи кисти, краски, канифоль, скипидар. Конечно, все более современное, более совершенное. Но суть осталась прежней:

— Рисунок надо видеть и точно воспроизвести. Или дано, или нет. Усидчивость, концентрация, опыт — вот что важно. И еще настроение. Оно должно быть хорошим, тогда и узор получается живым.

Наталья — один из тех редких мастеров, которые расписывают фарфор кобальтом. Эта краска требует особой сноровки. С точки зрения мастерства, такие расписные изделия являются высшим пилотажем. Стоят недешево, но и служат практически вечно. Богатый рисунок со временем не теряет своего великолепия…


Узор кобальтом наносится на «белье» — белую посуду. Первоначально рисунок выглядит мрачновато. Он приглушенно черный. Но после обжига роспись становится насыщенно синей. Следующий шаг — роспись золотой краской. Не могу не спросить, уж очень любопытно:

— Прямо-таки золотой?

— Да, в ней содержится золото, пусть и в минимальных количествах. Вот сейчас сделаю золотой краской заводной край.

— То есть окантовку края тарелки?

— Верно. Для нанесения золота используется настоящая морская губка.

— То есть та самая, которая из моря?

— Не сомневайтесь. Завод закупает, так предусмотрено технологией.

 Узоры для посуды разрабатывают в художественной лаборатории. Задача живописцев воспроизвести рисунок на фарфоре вручную. Первым делом в помощь трафарет. Но как только рука почувствовала суть узора, работа идет на глаз. В среднем за смену Наталья расписывает до ста предметов. На несложную чайную пару уходит около 15 минут, ваза может потребовать и смену. Если сервиз одной серии, то рисунок должен повторяться на каждом изделии один в один до завитушки. Мастер с улыбкой вспоминает:

— Как только пришла в живописный цех, было трудно. Очень уставали руки. Но с годами привыкла. Сейчас все дается легко, в удовольствие, сколько бы ни было работы.

 По словам Натальи, коллектив у них как одна семья. Здесь работают поколениями. Не только трудятся бок о бок, но и роднятся. Приводит показательные примеры из личной биографии:

— На заводе встретила своего будущего мужа. Его мама, Галина Ивановна Семикашева, здесь же работала в художественной лаборатории, она член Союза художников Беларуси, создавала узоры, которые до сих пор используются в производстве. На заводе сейчас работает и мой родной брат. У нас все очень тесно переплетено, поэтому здесь как на ладони, твоя работа — это ты и есть.

Где сегодня можно увидеть дело рук добрушских мастеров? Не только на прилавках отечественных торговых центров и в домах белорусов. Добрушский фарфор давно освоился за пределами страны. А нынче он и вовсе переживает новую волну популярности. Франция, Германия, Польша и другие европейские страны голосуют заказами за посуду из благородной керамики, которая возвращает свои позиции, некогда отвоеванные пластиком.

— А еще частенько замечаем наш фарфор в современных сериалах и телепередачах, — подсказывает Наталья неожиданные адреса, где можно увидеть работу добрушан. — Приходим на смену, и кто-нибудь обязательно делится новостью. Вот опять наша чайная пара или сервиз на телеэкране мелькали. Свой фарфор мы узнаем сразу.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

• В XV веке из фарфора создавали монументальные изделия: скамьи и даже беседки.

• Посуда из фарфора занимает первое место по прочности и считается самой безопасной и экологически чистой.

draluk@sb.by

 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter