О воспитании

Фантик для пустоты

Никак не могу отделаться от привычки оценивать людей по манере одеваться. Ведь как все было просто еще 30 лет назад: по вытянутым на коленях «треникам» или пришедшим им на смену синтетическим спортивным штанам с лампасами легко определялся человек, от которого не стоит ждать многого в области манер и знания этикета. Другое дело — пиджак. Пусть даже поношенный и не «укомплектованный» галстуком. В его обладателе практически всегда угадывалось высшее образование, которое в ту пору не зависело от объема кошелька. Обычно такие люди росли в интеллигентных семьях, где воспитанию и учебе внимание все–таки уделялось.


Когда к середине 90–х эпоха тотального дефицита трансформировалась в рыночно–базарный беспредел, к оценочным факторам добавилось понятие вкуса. Дамы с привитыми дома устоями находили в себе силы отказаться от штанов–«бананов», курток–варенок, помады цвета сиреневого перламутра и жвачек. Представители сильного пола нет–нет да и срывались на вязаные турецкие свитера и дерматиновые куртки «под кожу», но все же старались избегать столь популярных у дворовых звезд спортивных «двоек», зубочисток и семечек.


К таким стоикам любая пожилая дама могла обратиться даже не с просьбой, а с требованием уступить место в автобусе. И смело рассчитывать на то, что пристыженный интеллигент моментально вскочит, а всю оставшуюся дорогу будет бояться поднять глаза, стыдясь того, что самостоятельно не догадался так поступить. О них обычно говорили «приличный молодой человек» и ожидали соответствующего поведения и экипировки.


Далеко в прошлом «треники», варенки и зубочистки. Но малокультурных людей, да и просто хамов на улицах меньше не стало. Правда, выглядят они по–другому. С ходу и не поймешь, чего ожидать от вполне «приличного» на первый взгляд человека. По опыту знаю, что лучше всего маски срывает общественный транспорт. Поэтому основная масса моих историй из жизни подсмотрена именно там.


...Я часто встречаю в городе эту пару. Оба лет сорока с лишним. Моложавые, со вкусом одетые, с аккуратными прическами и обувью. Они всегда вместе. Даже когда я вижу их спешащими на работу или натыкаюсь в магазине. «Какая красивая пара», — невольно думала я в этот момент.


Но достаточно было всего одной совместной поездки в переполненном троллейбусе для того, чтобы мнение об этих людях поменялось раз и навсегда. Супруги устроились на местах в передней части салона, где сиденья расположены друг напротив друга. Рядом с ними под окном обычно размещают картинку, где указано, что кресла предназначены для пассажиров с детьми и инвалидов. Картинки не было. Зато была висящая на поручне мама с двумя детками детсадовского возраста. Младший на руках, старшего родительница запихала в промежуток между коленями сидящих — чтобы не затолкали.


Сидящие супруги приклеились взглядами к окну, как будто там сейчас должно произойти то, чего они ждали всю свою жизнь. С каменными лицами они делали вид, что не замечают бьющегося об их колени ребенка, которого заносило при каждом повороте и остановке. В какой–то момент я не удержалась, подсказала мужчине, что он мог бы и уступить место пассажирке с малышами. Тот, к кому я обращалась, просто проигнорировал замечание. Не удостоила меня ответом и его холеная спутница.


Вспоминаю еще одну историю про «очень приличного молодого человека». Мы с ним раньше всех привели наших детей на стоянку, откуда арендованный школой автобус должен был отправляться на экскурсию в другой город. По праву первых ребята заняли лучшие сиденья. Постепенно подошли остальные ученики и сопровождающие их в поездке учителя. Оказалось, что места были распределены заранее и спереди должны сидеть девочки. «Приличный» папа в кашемировом пальто и модном кашне вплоть до самого отъезда дежурил у занятого сыном сиденья, чтобы тот не вздумал уступать удачно занятое место кому ни попадя. Несмотря на убедительные просьбы учителей и самих девочек, заботливый отец так и не позволил сыну встать. Он покинул салон автобуса со словами: «Не смей уступать»...


С каждым новым случаем подобного рода я убеждаюсь в том, что понятие «приличный» в наше время как будто бы расслоилось, разбилось на подпункты: «прилично одетый», «прилично разговаривающий», «прилично ведущий себя». Причем первого в человеке может быть в избытке, а последнее качество — отсутствовать вовсе.


В связи с этим мне вспоминается, как моя бабушка, да и многие другие хозяйки советского времени создавали иллюзию достатка в доме. Они собирали обертки от чудом доставшихся шоколадных конфет вроде «Мишки на Севере», «Суфле» и «Грильяжа» и мастерили из них конфетки–обманки с пустотой внутри.


У моей бабушки такими муляжами были щедро усыпаны хрустальные вазочки за стеклянными дверцами серванта. И ведь знала я, что за фантиками — пустота, но в каждый приезд с надеждой ощупывала бумажки. Вдруг там что–то появилось... И снова разочаровывалась.


Похожие чувства нередко испытываю и сейчас. Только уже не по отношению к конфетам.


Советская Белоруссия №47 (24430). Четверг, 13 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter