Фантазия и ножницы

В Национальном художественном музее открылась выставка Вячеслава Дубинки, возродившего белорусскую «выцинанку»

В Национальном художественном музее открылась выставка Вячеслава Дубинки, возродившего белорусскую «выцинанку»


Искусство аппликации известно еще со времен скифов и бытует до сих пор, у некоторых народов Севера и Кавказа техникой аппликации делают узорные ковры из кожи. В Казахстане с давних пор делают аппликационные войлочные ковры–сырмаки. Похожие на них болгарские изделия носят название «халиште». В Польше многоцветные аппликации из бумаги — «выцинанки» — стали промыслом некоторых сел, экспортируются и пользуются на мировом рынке не меньшим спросом, чем, скажем, знаменитые кружева матью или дымковская игрушка.


Минчанин Вячеслав Дубинка — фоторепортер и писатель. Но, пожалуй, ножницы в его руках так же могущественны, как и фотокамера, и слово. Вырезки его в корне отличаются от китайских и польских как стилем и цветовым решением, так и значительным разнообразием сюжетов. В орнаменте он отнюдь не ограничивает себя стилизацией элементов растительного мира.


...Мы познакомились в Мозыре. Едва самолет оторвался от земли, Вячеслав достал из кармана огромные портняжные ножницы и принялся кромсать ими вчетверо сложенный лист черной бумаги. При этом он, чуть картавя, беспрерывно сыпал смешными историями из репортерской жизни, богатой на экзотику. В Лельчицах, где мы приземлились, Вячеслав развернул свою вырезку: это было тончайшее кружево своеобразного, неповторимого рисунка.


Дорога на Глушковичи шла недавно осушенным болотом вдоль речонки Уборть. Маленький «газик», взвывая, перепрыгивал с кочки на кочку, а мы изображали маятники с тремя степенями свободы и радовались тому, что над головой у нас брезентовое покрытие, а не лист металла. Вячеслав не выпускал ножниц из рук.


— Тряска мне помогает, подсказывает рисунок, — шутил он.


Когда впереди показались Глушковичи, вырезка была готова. Старый якорь, вцепившийся в грунт и облепленный сплошь морскими звездами, актиниями, рапанами.


— Есть у меня дома сюжетная вырезка, — рассказывал ночью Слава, продолжая орудовать ножницами, — называется «Синий город». Силуэт — купола, шпили, крыши. Верхушки акаций и каштанов. Птицы в небе. На переднем плане, выше крыш и деревьев, — корабль под алыми парусами...


Из Турова он улетел в Минск, а я побежал в «Промтовары» — покупать ножницы.


В нашу следующую совместную командировку мы ехали уже вооруженные оба. Самолет нещадно болтало, и, право же, мне было не до ножниц. Вячеслав резал.


— Теперь мы святые, все грехи повытрясло, — пошутил я, спрыгнув на скошенное поле в Новогрудке, куда приземлился самолет.


— Не заметил, — ответил он. — Понимаешь, забавная середина получилась. Самому нравится.


И показал мне вырезку, лучшую из всех орнаментов, какие видел я у него раньше.


Вечером в гостинице мы заглянули к актерам, приехавшим в Новогрудок для съемок фильма «Пятерка отважных». А назавтра директор фильма в смятении бегал по этажам, стучал в номер, ругался и умолял. Номера отвечали сонным молчанием. Объяснялось все просто: увидев работы Вячеслава, актеры тут же отыскали ножницы и, забыв о времени, резали наперегонки до глубокой ночи...


С тех пор прошло много лет. За это время Вячеслав исколесил вдоль и поперек родную Беларусь, побывал на Памире и в Республике Коми, в Туве и на Чукотке, в Грузии, Молдове, Прибалтике, Украине, на Курилах и Камчатке, ездил в Польшу, Германию, Болгарию, Испанию. И всюду с ним — ножницы, подаренные некогда рижским закройщиком. В рюкзаке или под крышкой кофра для фотоаппаратов лежит цветная бумага. В поезде и самолете, в международном автобусе или в хате, где остановился на ночлег, в приемной председателя райисполкома или на дружеской встрече он достает свои ножницы — и начинаются веселые импровизации.


У него есть композиционное чутье, воспитанию которого, быть может, немало способствовало его многолетнее, с детства, страстное увлечение филателией и филуменией, коллекционирование значков и, разумеется, занятие фотографией.


Излюбленная гамма его работ — черно–красная на белом фоне. Иногда в это классическое цветовое сочетание врывается голубое, зеленое, желтое. Изредка желтый, красный или черный становятся фоном.


Ярки и эмоциональны орнаментальные вырезки. Растительные элементы чередуются с причудливой геральдикой, атрибутами военной одежды, деталями архаичной домашней утвари. Удачные декоративные пояса по мотивам знаменитых тканых слуцких поясов. В Слуцке Вячеслав родился и вырос. И хотя мать его, кроме простых напольных дорожек, ничего не ткала, как знать, не была ли большой мастерицей по поясам какая–либо из его прабабок...


Не всегда, начав резать, он видит работу в целом. Часто сюжет меняется в процессе резания. Бумага позволяет многократно и по разумному использовать эффекты симметрии. Собственно, симметрия подразумевается уже выбором самой техники резания — ножницами. И даже если сюжет построен на несимметричном силуэте, внутренняя разработка его ведется все же с использованием симметрии путем различного складывания листа бумаги.


Работоспособность и фантазия его неистощимы. Жар–птицы, козероги, леший и павлины, птица феникс и пучеглазая сова в колдовском оперении, Змей Горыныч и Баба–Яга дружно уживаются в его вырезках. Под рукой Вячеслава Дубинки заново родились знакомые всем герои: Дюймовочка и Снежная королева, свита дядьки Черномора, сказительница Шехерезада, Али–Баба и сорок разбойников... Появились целые серии вырезок, объединенные общей темой. Воспоминания о прочитанных в детстве книгах о Полесье причудливо переплелись в его серии «Полесские картинки» с увиденным во время поездок в этот этнографически интересный и необычный край. Вот сюжеты некоторых «картинок»: полесские рукодельницы, разлив на Припяти, деревенская свадьба, дударь, дед из Кужеличей, чаепитие в Мозыре. Многие темы сюжетов подсказаны ему друзьями. Случается, импровизация ведется по чужому наброску сюжета. Вячеслав прислушивается внимательно к советам и замечаниям профессиональных живописцев.


Поначалу Вячеслав Дубинка не показывал свои работы на выставках: вырезки были его хобби. Редакция газеты «Лiтаратура и мастацтва» первой познакомила зрителя и читателя с вырезками минчанина, устроив небольшую выставку. Позже у Вячеслава Дубинки было много интересных персональных выставок. Не раз приглашали белорусского умельца на ВДНХ в Москву. Появились публикации о бумажных вырезках Вячеслава в журналах «Декоративное искусство», «Юность», «Огонек», «Советский Союз». Несколько белорусских книжек для детей иллюстрированы вырезками В.Дубинки. Сюжеты о его необычном рукоделии показывало телевидение.


Интерес к творчеству Вячеслава Дубинки, возродившему белорусскую «выцинанку», конечно, проявили музеи. Первым это сделал музей современного искусства, устроивший несколько лет назад в одном из залов экспозицию работ мастера. Затем было приглашение на международный конкурс в Вильнюс «Выцинанки мира»; там белоруса наградили почетной второй премией. А несколько дней назад выставка его работ открылась в нашем главном музее — Национальном художественном.


К сожалению, в публикации нет возможности продемонстрировать хотя бы один оригинал вырезки, именно оригинал. Фотокопия, даже цветная, утрачивает значительную долю впечатлений, производимых «живой» вырезкой. Подклеенная к картону лишь в нескольких местах, вырезка сохраняет оригинальную фактуру и выполненная в прекрасной по четкости линий технике не становится похожей на рисунок пером, как на репродукции. Поэтому мастер в каждый пригласительный билет поместил оригинальную «выцинанку», в каждом билете — свою, особенную.


Александр ЗИНОВЬЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter