Новую версию спектакля “Адвечная песня” покажут в Республиканском театре белорусской драматургии

Фантазии на пройденную тему

Сегодня в Республиканском театре белорусской драматургии пройдет интригующий вечер.
Сегодня в Республиканском театре белорусской драматургии пройдет интригующий вечер. Труппа покажет новую версию своего знаменитого спектакля “Адвечная песня”, появившегося в 2002 году. Это своеобразный ремейк той самой фантазийной фолк-оперы по Янке Купале в постановке Сергея Ковальчика, прошедшего за годы жизни спектакля тернистый, но сладостный путь от молодого режиссера до худрука Национального академического театра имени М. Горького.

В свое время “Адвечная песня” собрала кучу призов на фестивалях и за неимением своего “Призрака оперы” заняла своеобразную нишу музыкально-театрального мейнстрима. Хотя, признаюсь, когда впервые увидел этот спектакль, не понял: из-за чего весь сыр-бор. Композитор Тимур Калиновский — не Эндрю Ллойд Уэббер, аранжировки были все какие-то жиденькие, мощи не хватало, костюмы не ахти, декорации явно не Сергей Бархин делал. И вообще в целом картина никак не тянула на то, чтобы спустя годы стать “легендой сцены”. А поди ж ты.

Для чего РТБД понадобился именно сегодня ремейк спектакля “Адвечная песня”? Обычно за ремейки берутся, когда нет новых идей. Театр действительно несколько растерялся. Демонстративно отошел от всякого поиска — не считать же таковым вторичные попытки в жанре документального театра. Ставит коммерческую пьесу. Все ждали, что новый художественный руководитель Александр Гарцуев вдохнет в него новую жизнь, но пока, кроме более-менее бойкого “Раскіданага гнязда”, вспомнить нечего. Последние постановки в Молодечно, Витебске, Могилеве явно интереснее по задумке и уровню режиссерского разговора, чем явленные на этой минской площадке. Заметьте, в центре города.

Получается, новая редакция “Адвечнай песні” все равно что соломинка для утопающего. В конце концов, чтобы не сбиться с курса при плохих погодных условиях, нужен компас. Пусть им будет “Адвечная песня”. Тем более что это наш продукт от начала до конца: литературный первоисточник, музыка, актеры, режиссура. Дружно припадем к источнику, чтобы понять, объединяет ли нас что-то сегодня? Философский спектакль Театра белорусской драматургии в своем обновленном виде появляется вовремя. Сейчас вокруг столько хаоса, суеты, неопределенности. Он напомнит всем нам о чем-то важном, о чем нельзя забывать. Чтобы потом повторить вслед:

“В заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем...”

Привнесет ли Сергей Ковальчик в “Адвечную песню” что-то принципиально новое помимо новых костюмов, декораций и аранжировок лидера группы “Палац” Олега Хоменко? Увидим. Очевидно, что постановщик растет. Если первые его спектакли в Русском театре были не совсем стилистически стройны, то про “Проделки Ханумы” можно сказать, что их поставил уже зрелый мастер. Для Сергея Ковальчика “Адвечная песня” — все равно что возвращение в буйную режиссерскую молодость. Сам прекрасно играющий на гитаре, он чувствует и понимает природу музыкального театра. Вероятно, сработали и гены: отец, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, лауреат Национальной театральной премии за мюзикл “Софья Гольшанская”, недавно возглавил Белорусский академический музыкальный театр. Так что тандем Ковальчиков не даст нам скучать. Запляшут и запоют даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter