Фантазии на кончике иглы

Звонит разгневанная читательница: "Мой ребенок едва оправился от ОРВИ, первый день пошел в школу, а его тут же на прививку.
Звонит разгневанная читательница: "Мой ребенок едва оправился от ОРВИ, первый день пошел в школу, а его тут же на прививку. Не предупредив родителей, не изучив толком медицинскую карту. Это что же, план дороже здоровья? Прививают всех под одну гребенку, чтобы только отчитаться перед начальством? Теперь я понимаю свою сестру, которая вообще не дает делать сыну прививки, считая, что от них только вред"... Страхи и сомнения по поводу вакцинации сегодня гложут многих родителей. Есть ли для этого хоть малейшие основания? С этим вопросом я обратилась к заведующей отделением Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Светлане Тарарук.

Мифами и домыслами называет Светлана Валентиновна аргументы некоторых пап и мам, которые категорически отказываются от вакцинации, ссылаясь на разные страшные истории, якобы имевшие место после обычной плановой прививки. Особенно странно слышать это в школе, ведь в 1-й класс ребенок приходит уже "закаленным" - привитым против всех основных инфекций: дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, туберкулеза, кори, эпидемического паротита и краснухи. Врачам остается лишь поддерживать его иммунную систему, время от времени вводя дополнительные дозы вакцин. После 6 лет, когда всем дошкольникам положено проходить очередную ревакцинацию, с прививками сталкиваются еще четырежды: в 7 лет - последняя прививка против полиомиелита, а также против туберкулеза у тех детей, у кого была отрицательная реакция Манту, в 11 лет - против дифтерии, в 13 - три прививки против вирусного гепатита (они стали обязательными совсем недавно, в 2000 году), а перед самым выпуском - против дифтерии и столбняка. Как считают медики, календарь куда менее насыщенный, чем, скажем, в первый год жизни ребенка, а значит, вакцины уже хорошо "знакомы" организму.

Что же до опасений, что, как жалуется наша читательница, кое-где вакцинация превращается в чисто механическую процедуру, то родители (и дети) прежде всего должны знать свои права. По закону о прививке нужно предупреждать накануне, часто медсестра или учитель делают об этом пометку в дневнике. Момент принципиальный: детей нужно подготовить, во-первых, морально (всегда есть шанс, что ребенок откажется, испугается в последний момент, если его просто поставить перед фактом); а во-вторых - физически: тем, чей организм особо чувствителен к прививке, заранее дают сенсибилизирующее средство (тавегил, супрастин и т.д.). Кто входит в такую "группу риска" - видно из медицинской карты, где четко должны быть зафиксированы все реакции, однако нередко проводятся и дополнительные опросы среди родителей: "на всякий пожарный". Предварительно ребенка обязательно осматривают, измеряют температуру и дают разрешение на прививку в тот же день. Если какое-либо из перечисленных условий не соблюдено - это, по словам Светланы Тарарук, нарушение порядка, на жестком следовании которому родители могут и должны настаивать.

Впрочем, иногда разумные, на первый взгляд, родительские протесты при ближайшем рассмотрении оказываются абсолютно безосновательными. Возьмем, к примеру, те же побочные реакции и осложнения после прививок, которые медиков, кстати, волнуют ничуть не меньше, чем пациентов. Недаром в Беларуси проводится постоянный мониторинг: каждый нестандартный случай фиксируется, информация передается в Минздрав, создается специальная комиссия, которая на месте обязана выяснить, связан инцидент с вакцинацией или нет. Так вот, последние четыре года прививки давали всего 2 - 3 случая осложнений в год, включая и взрослых. И это при том, что по статистике вакцинацией в стране охвачено почти 98 - 99 процентов детей и 95 процентов взрослых! То же и с противопоказаниями к прививкам, куда иные мамы готовы записать и головную боль, и легкую температуру, и анемию, и даже дисбактериоз. На самом деле абсолютным противопоказанием считается только сильная реакция или анафилактический шок на предыдущую прививку (это тяжелейшее осложнение с потерей сознания, развивается буквально в течение первых суток после вмешательства). Кроме того, наши медики, в отличие, между прочим, от западных, поостерегутся прививать живой вакциной против кори, эпидпаротита и краснухи ребенка с аллергией на куриный белок. На этом список противопоказаний, по большому счету, заканчивается. Он гораздо скромнее, чем был еще лет 20 назад, но ведь, как подчеркивают эпидемиологи, и вакцины применяются более безопасные, нового поколения. Сейчас врач тоже может отложить вакцинацию, видя, что школьник не совсем здоров, однако не из боязни осложнений, а из простой предосторожности: чтобы, если впоследствии недомогание обернется болезнью, в этом "не обвинили" прививку. Вообще, считает Светлана Валентиновна, ослабленному организму вакцинация не вредна: "Наш организм и так постоянно встречается со множеством инфекционных агентов. Смысл же прививки - ввести их модели, антигены. Это настолько мизерная частица нашей среды, что ни о каком вреде для здоровья не может быть и речи. Напротив, вы стимулируете иммунитет, спасая его тем самым от встречи с агентом в гораздо более опасном варианте".

Чем же чреват нигилизм в отношении вакцинации, который Беларусь, да и другие страны бывшего социалистического лагеря испытали на себе в начале 90-х годов прошлого века? Тогда многим вскружил голову успех массовых кампаний иммунизации, проводимых в 70 - 80-х годах: медики стали легче "давать отвод" от вакцинации, а население, посчитав, что и так достаточно защищено, стало поголовно пренебрегать прививками. В результате разыгралась эпидемия уже полузабытой к тому времени дифтерии, которая на своем пике, в 1995 году, унесла 14 жизней. Такова оказалась цена обычного легкомыслия...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter