Представляем керамистку Розалину Бусел — «Молодого лидера Минщины в сфере культуры»

Фантазии из глины

Участие в престижных выставках, дипломы международных симпозиумов, а перед Новым годом — звание «Молодой лидер Минщины в сфере культуры». Имя 28–летнего художника–керамиста Розалины Бусел сегодня хорошо известно не только в родном Березино, куда она вернулась после окончания академии искусств. Большинство выпускников стремятся любыми путями закрепиться в столице.


А Розалина поступила наоборот. Сама приехала в исполком и спросила: «Пригожусь ли на малой родине?» К тому времени в городе уже несколько лет как появился Центр ремесел, в котором и нашлась вакансия.

— Зарплаты, конечно, небольшие. Зато есть мастерская и относительная свобода творчества. Плюс к нам — молодых мастеров–методистов в центре трое — руководство прислушивается, — Розалина встретила нас в просторной комнате, полной шкафов с керамической посудой, сувенирами и книгами по керамике.

За дверью — крохотное помещение с электрической печью, где обычно у керамиста и начинается рабочий день. Интересно же увидеть, какими получились изделия после обжига.

— Делаем сувенирную продукцию, постоянно разрабатываем что–то новое. Необязательно с национальной окраской. Потом наши изделия выставляются в залах Центра ремесел, а еще их можно приобрести на ярмарках и фестивалях, посвященных декоративно–прикладному искусству.

Над одним изделием керамист может колдовать несколько дней: придумывать, лепить, глазуровать, пробовать различные техники обработки, приемы декорирования. Есть здесь у Розалины и другая работа — вместе с коллегами проводит в центре занятия по керамике для детей и взрослых. Организуются и выставки творчества учеников, сообщает собеседница с особой гордостью.


— А свое первое знакомство с глиной помните?

— Конечно. Лет в пять откопала кусок запесоченной глины и слепила гробик для саранчи и квадратную шкатулку, — улыбается. — А потом уже в Могилевском государственном училище культуры им. Н.К.Крупской (нынче колледж искусств). До сих пор помню, как наша группа зашла в мастерскую. А там — огромные бочки с застоявшейся глиной, которую нужно подготовить к работе: сделать жидкой, как кефир, и процедить через сито. Мало того, что запах был еще тот, так мы вдобавок все перепачкались...

Роза не скрывает: заниматься керамикой ей нравилось всегда, но направление, в котором хочет развиваться, стало формироваться только после года обучения, когда впервые попала на международный пленэр «Арт–Жыжаль». Он и дал толчок.

— Представляете, 3 недели, около 20 участников, и все лепят с горящими глазами. Это очень вдохновляет... А ночью обычно проходят обжиги. В технике «обвара» результаты можно наблюдать в живом времени, «раку» — спустя минут 40, а при редукции — только наутро. Настоящая магия.

С тех пор Розалина старается принимать участие во всевозможных симпозиумах керамистов несколько раз в год и не только в Беларуси. На каждом успевает сделать по 3 — 4 работы. Так что портфолио быстро пополняется. Как и коллекция наград. Например, год назад Роза получила первое место за панно «Волнение» и диплом «За шокирующее творческое решение» за работу «Поток» на Международном симпозиуме художественной керамики «Философия бытия» в украинском поселке Опошня. Некоторые из ее изделий, кстати, представлены на международной выставке «Погляд» в родном Центре ремесел. Всего же здесь собраны работы керамистов из 12 стран.

Розалина, по предложению которой и появилась столь интересная экспозиция, объясняет: на симпозиумах принято обмениваться с коллегами своими творениями.  И начинает экскурсию с небольшой работы в виде конверта: между двумя слоями бумажного фарфора спрятан аист, нарисованный цветной глиной. Подарок Люси Смородьковой из Чехии. Познакомились, когда учились по обмену в Австрии. Розалина направляет на изделие свет лампы — так лучше видна задумка автора.

— Это лишь частичка проекта «Животные среди нас», для презентации которого художница придумала необычный ход: нашла в справочнике города Линца людей, фамилии которых обозначают животных, и опустила им в почтовые ящики письма с такими вот приглашениями на вернисаж. Всего около 50 штук. А когда узнала, что означает моя фамилия, сделала «конверт» и для меня.

Есть ли тут у Розы любимая работа? Она говорит, что оценивать друзей не хотела бы — все художники по–своему интересны, а о себе всегда думает, что может лучше. И все же показывает часть своего дипломного проекта на тему цикла жизни бабочек — на выставке представлена композиция «Крылья».

— Откуда берутся идеи? Из природы, каких–то внутренних эмоций, иногда на них наталкивают какие–то события. Но я не стремлюсь к полной изобразительности. В то же время мне нравится минимализм, лаконичные образы. А вот с названиями работ люблю поиграть или оставить их вообще без названия. Так у зрителей всегда остается возможность увидеть что–то свое.

Розалина признается, что интересуется не только керамикой — искусством в целом. Следит за течениями и тенденциями. И любит экспериментировать. В своих работах иногда использует стекло, металл, дерево. Играет с элементами освещения. Внедряет какие–то новые техники. Им обучает и младших коллег. А мечта — собственная мастерская, чтобы создавать крупные объекты и инсталляции. Еще очень бы хотела попасть на пленэр керамистов в Китае. В планах — рядом с самой большой в мире деревянной ложкой (длиной 23 метра) у Центра ремесел в Березино установить и необычную скульптуру из... бракованных работ из глины. В этом есть что–то от философии кинцуги — японского искусства реставрации керамических изделий. Только в Стране восходящего солнца собирают и склеивают черепки, а в белорусском городке хотят из маленьких неудавшихся изделий сделать нечто большое, концептуальное. Любопытно, что получится.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter