Вышел документальный фильм «Юрий Соломин. Не люблю фанфары»

Фанфары и лауреаты

Юрий Соломин: фанфары подождут — Такой Шукшин нам не нужен — Актриса с душой Ахматовой — Ростропович и Вишневская глазами Сокурова

Хочется закосить под сноба и сказать, что неделю следил за перипетиями XV Международного конкурса им. Чайковского. Сначала в прямой трансляции, а после в ежевечерних выпусках ток–шоу «Большой конкурс» на телеканале «Культура». В этом году знаменитое состязание молодых музыкантов проходит с особой помпой и посвящено 175–летию Чайковского. За праздник на улице классической музыки искренне порадовался. Однако смотрел, как водится, совсем другие телепередачи.

Когда на экраны вышел телевизионный фильм «Адъютант его превосходительства», в актера Юрия Соломина влюбилась вся женская часть зрительской аудитории. Его капитан Павел Кольцов был статен, красив и убедителен. Пожалуй, такого интеллигентного белогвардейца, который позже оказывался проницательным советским разведчиком, телевизионный экран еще не видел. Хотя поначалу фильм Евгения Ташкова худсовет не принял. Слишком уж рафинированным казался герой. Но кто–то из высоких чиновников все–таки дал добро на премьеру. Ведь такой образ работал на весь имидж советской разведки революционного времени.

Роли мужественных героев в картинах «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (удостоенной премии «Оскар»), «Хождение по мукам», «Мелодии белой ночи», «ТАСС уполномочен заявить...» закрепили за Юрием Соломиным репутацию актера первого эшелона. Однако Юрий Мефодьевич не эксплуатировал только амплуа героя. Сыграл он и легкомысленного светского льва Генриха Айзенштайна в экранизации оперетты «Летучая мышь», и эксцентричного служащего банка мистера Кэттла в картине «Скандальное происшествие в Брикмилле». Но настоящим его актерским пристанищем стал Малый театр России, которым Юрий Соломин руководит уже много лет. Тут он переиграл почти весь классический репертуар, поставил много спектаклей как режиссер. В документальном фильме «Юрий Соломин. Не люблю фанфары» о нем говорили коллеги Людмила Чурсина, Борис Клюев, Людмила Полякова, Валентин Смирнитский, Андрей Ташков. Говорили с любовью и придыханием, как о мастере.

У актера Юрия Соломина много наград и премий. Но сегодня заметил, что лауреаты и призеры стремительно молодеют. Например, Чулпан Хаматова уже дважды лауреат Государственной премии России. Во второй раз она оказалась среди недавних лауреатов за 2014 год. По случаю награждения телеканал «Культура» показал нашумевший спектакль Театра наций латвийского режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» по произведениям Василия Макаровича. Спектакль неожиданно разочаровал. Херманис, часто гастролирующий в Минске со своим Новым Рижским театром, поставил скорее спектакль–комикс, высмеивающий шукшинских «чудиков» и не испытывающий к ним особой любви. Актерская техника и скорость, как всегда, на месте. Но Херманис выдал произведение без трепета и нежности. Деревенских героев он рассматривает, скорее, как энтомолог чудную бабочку. Рассказ «Сапожки», например, превращен в один сплошной чаплиновский гэг. И зал ухахатывается. Все тут на потребу, все для смеха.

Разочарование снимал «В гостях у Эльдара Рязанова» на вечере актрисы Светланы Крючковой, хотя приглашен и не был. Билета никто не спросил: в зал на вечера Рязанова телезрители ходят бесплатно. Светлана Николаевна снова читала стихи, пела романсы, вспоминала любимых режиссеров. Показанный фильм Виталия Мельникова «Женитьба» с Крючковой в роли Агафьи Тихоновны вновь напомнил, что раньше классику в кино чувствовали тоньше. Каких актеров удалось там собрать! Какое созвездие! Нет ничего странного, что Крючковой так тонко удалось сыграть свою героиню. В программе «Острова» она призналась, что была нелюбимым третьим ребенком в семье. И очень долго боролось с неуверенностью в себе.

Все–таки чувствуя определенную вину за то, что конкурс Чайковского проходит мимо, не мог пропустить документальный фильм «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» режиссера Александра Сокурова. Тоже, кстати, как и Чулпан Хаматова, получившего Государственную премию России за 2014 год. Фильм–портрет при жизни четы казался исчерпывающим изысканным рассказом об их судьбе. А с их уходом стал еще и свидетельством, документом непростой истории музыкальной и общественной жизни двадцатого века.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 120 (24750). Пятница, 26 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter