«Фанера» пролетает

Но перспективы эстрады по–прежнему туманны
Российская Госдума решила запретить пение под фонограмму, внеся соответствующую поправку в закон о защите прав потребителей. Дескать, «фанера» — контрафактный продукт, и за это надо наказывать. Как именно наказывать, депутаты пока не определились. Но волна паники среди звезд российской «попсы» уже прокатилась.

В некоторых государствах СНГ такой закон, собственно, действует уже давно. Одним из первых его принял Азербайджан — по инициативе популярного советского певца Полада Бюль–Бюль оглы, занявшего пост министра культуры вскоре после объявления в республике независимости. Позже инициативу «живых» концертов поддержали в Узбекистане, Таджикистане... И что характерно — в первый год вступления в силу «антифанерного» закона везде произошло одно и то же: примерно четверть эстрадных исполнителей навсегда исчезли из поля зрения местной публики. Кстати, именно этот закон помешал продюсерам большинства «сверхновых» российских звезд организовать там гастроли своих подопечных. Те, правда, не особенно расстраивались — и без того «широка страна родная», Россия то бишь. И вроде как уже новое поколение поклонников подросло, считающих факт пения под фонограмму явлением обыденным и даже нормальным... И тут вдруг — нате вам!

Я сама хорошо помню, как лет 20 назад в Москве выступала головокружительно популярная в 80–е группа «Boney M». Для страны за «железным занавесом» это стало настоящей сенсацией. Но «сенсация» обернулась коллективным разочарованием — грубая работа заграничных артистов под фонограмму коробила даже в телевизионной записи. «Фанера» тогда еще не была для нас чем–то привычным. Но вскоре весь мир, а заодно и Страну Советов захлестнула эпоха «диско» — и разевание рта под фонограмму удивлять перестало... Шоу–бизнес перевернул все понятия о сути творчества. Сегодня поп–музыка — понятие как раз таки из области бизнеса, но не искусства. Все чаще ставка делается не на вокальные данные, а на красивую грудь, ноги — голос ведь можно потом и «приделать». Хотя всему должен быть предел...

В прошлом году Элтон Джон объявил войну «фанере», заявив, что «любого, кто просто шевелит губами на сцене, нужно пристрелить». Шоу–бизнес только иронично ухмыльнулся. Увы, но поп–звезд, поющих «вживую», нынче можно посчитать по пальцам не в одной лишь России. Цинизм некоторых исполнителей дошел до того, что даже возбужденное «спасибо» артиста поклонникам с характерным придыханием нередко исполняется в записи... Но захочет ли сегодняшняя публика слушать реальное пение своих кумиров — большой вопрос. Что бы там ни было, а фонограмма приучила нас к «сливкам», когда по ушам не бьют всякие там «фефекты фикции», натужные вдохи–выдохи певца и прочие посторонние помехи. Приведут ли к чему–нибудь — и к чему именно? — новые правила игры, которые пытаются установить для российского шоу–бизнеса, можно только предполагать.

А давайте пофантазируем, какие перспективы в связи с этим открываются для белорусских исполнителей. Ведь «не своим» голосом у нас не поет практически никто. Это обстоятельство уже помогло нашей Наталье Подольской пройти отборочный тур российского «Евровидения» — «живое» пение Наташи выгодно отличалось от вокальных эскапад ее конкурентов, привыкших прикрываться «фанерой». С одной стороны, у «наших» появляется шанс прославиться в мировом масштабе. Но, с другой, кроме голоса, белорусским исполнителям часто и предъявить больше нечего. Нормальными студиями располагают единицы, а студия — это ведь еще и возможность делать качественные аранжировки, репетировать, создавать шоу, без которого уже никуда... По словам продюсера одного нашего довольно успешного молодого певца, чтобы заработать на настоящую профессиональную студию концертами по Беларуси, ему придется гастролировать лет 200. А за пределами страны ценят яркие, богатые зрелища. Круг замкнулся?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter