Фанат

По мнению Михаила Захарова, белорусы не должны считаться легионерами в России
По мнению Михаила Захарова, белорусы не должны считаться легионерами в России

Захаров — фанат. В хорошем смысле слова. Хоккей — его жизнь. Когда отдаешь всего себя работе, то неудачи, ясное дело, воспринимаются всегда болезненно. После одной из таких неудач (его «Юность–Минск» проиграла) мы и встретились с тренером. Он выглядел уставшим и каким–то поникшим. «Всю ночь просматривал запись нашего матча с «Керамином» (игра состоялась 26 января, и «Юность» уступила — 3:5), — объяснил он свое состояние. — Много нам незаслуженных удалений дали...» Вступать в дискуссии о судействе, о котором и так в нашем хоккее судачат немало, не хотелось. Посему перевел беседу в более приятное для Михаила Михайловича русло и попросил вспомнить о победе в Континентальном кубке...

— Ваш друг Алексей Калюжный не слишком обиделся, что вы не позволили ему и «Авангарду» выиграть турнир?

— После матча Леша, конечно, был расстроен. Да там вся команда была в шоке. Омичи уже в пятый раз участвовали в этом турнире и по всем прогнозам должны были наконец завоевать Кубок. Кстати, призовые за победу им обещали просто баснословные. У нас таких денег нет, но поддержка, которую оказывает клубу председатель Мингорисполкома Михаил Павлов, стоит гораздо больше.

— В российской прессе основной причиной поражения «Авангарда» называли не должный настрой россиян.

— Не верю я в эти сказки, мол, не настроились. Это глупое оправдание. Любая команда настраивается на каждую игру, даже на товарищескую, а тут финал европейского турнира!

— Победа над «Авангардом» еще раз доказала, что мы доросли до уровня российской суперлиги. Со следующего сезона белорусский клуб будет выступать в российской высшей лиге. Но вот тут возникает вопрос: пустят ли нас в элиту? Ведь не секрет, что в спорте существует множество подводных течений.

— Пустят. России это выгодно, и нас ждут! Глава ФХР Владислав Третьяк сказал, что если у нас появится вторая команда с необходимой вместительной ареной, то и ее будут готовы принять.

— А нужно ли это нам?

— Жизненно необходимо. Если не пойдем, белорусский хоккей потихоньку начнет регрессировать. Наши хоккеисты будут уезжать, менять гражданство. Белорусские игроки, особенно молодые, видят себя только в суперлиге. Будет у нас там команда — они будут стремиться попасть в нее. Тогда им уже не придется покидать родину, делать паспорта другой страны. Любой спортсмен с гораздо большим удовольствием будет выступать за родной клуб. Увидите, сколько хоккеистов уже в этом году откажутся от национальной сборной. Придет время, и игроков не загонишь даже в «молодежку».

— А не боитесь, что со временем нас могут «выгнать» из суперлиги?

— Не думаю. Мне кажется, что в течение четырех лет в суперлиге окажутся и латыши, и казахи, и украинцы.

— Почему?

— Президент России Владимир Путин говорил, что нужно разнообразить российский чемпионат, приглашать команды из других стран. В принципе, такой же точки зрения придерживается и Владислав Третьяк. Но есть противники. Например, генеральный секретарь ФХР Валентин Козин. Я с ним общался и могу сделать вывод, что он совсем недальновидный человек. Козин хочет по максимуму закрыть суперлигу. Он не понимает, что чемпионат станет от этого слабее. Скажем прямо, российская лига и так сейчас не дотягивает до звания второй в мире после НХЛ, как ее любят называть.

— То есть вы критикуете решение Третьяка сделать белорусов, украинцев, казахов легионерами со следующего сезона?

— Оно окажет пагубное влияние на суперлигу. Уйдут 70 — 80 сильных игроков. А кем заполнять пробел? Мне уже многие российские тренеры жаловались, что молодые хоккеисты, салаги совсем, требуют минимум 10 тысяч долларов зарплаты, обосновывая это тем, что они россияне. Если разобраться, то белорусы, украинцы, казахи сейчас тренируют россиян, а не наоборот. Легионеры создают конкуренцию местным хоккеистам, и те растут. Надо делать открытую лигу, по принципу НХЛ.

— Раз уж вы сами затронули тему НХЛ, почему, на ваш взгляд, у Андрея Костицына и Михаила Грабовского не получается закрепиться в основе «Монреаля»?

— Мишанька мне постоянно звонит...

— Мишанька? Как ласково вы называете Грабовского. После отборочного турнира в Риге вы говорили о нем в абсолютно других тонах...

— Тогда Мишка в концовке матча действительно сыграл неграмотно. Уже в то время он был хоккеистом очень высокого класса, и такие просчеты были для него недопустимы. Он и сам признал свои ошибки. Так или иначе, это все в прошлом. У нас отличные отношения. После дебютного матча в НХЛ прислал сообщение: «Благодаря вам я играю в НХЛ. Спасибо». В основу Андрей и Миша не попадают по банальным причинам — надо больше тренироваться. Такие хоккеисты, как они, могут позволить себе отдыхать всего 10 дней в году. У Мишаньки к тому же еще и бросок слабоватый. Похоже, он это понял. На днях разговаривал с ним — Миша звонил мне из Лас–Вегаса, где они отдыхали с Костей Захаровым, и сказал: «Михалыч, будем с вами тренировать бросок все лето».

— Вернемся к нашей основной теме. Как следует из ваших слов, нам нужен клуб в России для сохранения сборной. Однако скажите, для белорусских игроков важнее деньги или рост спортивного мастерства?

— Смотря для кого. Ветераны играют из–за денег и новых побед, молодежь — мечтает попасть в суперлигу, для них финансы, пожалуй, второстепенны.

— Тогда представьте себе такую ситуацию. Скажем, Дмитрию Мелешко предлагают контракт в нашем суперклубе и — более выгодный — в «Салавате Юлаеве». За кого он будет выступать? Какое предложение примет?

— Он пойдет в «Салават», и это будет правильным выбором.

— А где же тогда польза для сборной?

— Поймите, этот белорусский суперклуб — своеобразный страховочный вариант. Те, кого российские команды не захотят принять как легионеров, смогут выступать в нем, не уезжая на более слабый чемпионат.

— Тогда еще одна ситуация. Тому же Мелешко в «Салавате» предлагают зарплату в пять раз больше, чем в белорусском клубе, но при этом требуют отказаться от сборной. Как он поступит? Получается, игроки будут стоять перед выбором: российская команда или сборная. Опять–таки чем тут может помочь наличие нашего клуба в России?

— У него в чемпионате России должны быть такие же права, как и у местных команд. Мы ведь выполняем все условия, выдвинутые ФХР. То есть раз белорусский клуб участвует в суперлиге, следовательно, все наши хоккеисты не должны считаться там легионерами. Лично я вижу эту ситуацию только таким образом.

— Может, стоит попытаться вернуть «сборников» в Открытый чемпионат Беларуси, подняв им зарплаты? Тогда наше участие в чемпионате России вовсе не выглядит обязательным.

— Во–первых, мы не сможем тягаться с суперлигой в плане бюджетов. Во–вторых, как из России все едут в НХЛ, так и из Беларуси все стремятся попасть в суперлигу. Этот процесс нереально остановить. Деньги сегодня играют огромную роль, но они все–таки не главное.

— В создаваемом клубе должны выступать только белорусы?

— Не обязательно. Не надо искусственно делать чисто белорусский клуб. Костяк команды можно составить из белорусов и россиян, поскольку они не будут легионерами. Пригласить трех сильных иностранцев — такое количество зарубежных хоккеистов в заявке на матч допускает регламент суперлиги. Вратарь должен быть обязательно белорусом.

— А кто его должен возглавлять?

— Однозначно специалист из Открытого чемпионата Беларуси.

— Кто, например?

— Не мне решать, но в Беларуси сейчас хороший тренерский корпус.

— Как считаете, у вас как у тренера есть авторитет в суперлиге?

— У «Юности» — да. Лично у меня было несколько приглашений, но ничего конкретного пока сказать не могу. Да и вообще, я душой связан с нашей командой: столько усилий, любви вложил в этот клуб. Но и в суперлиге хотелось бы себя проверить. Мне интересно посмотреть, как там все устроено, научиться новому.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter