Фамильное дело Андрея Гончарова

Глава Горецкого райпо - о том, как удовлетворить рыночный спрос

Председатель правления Горецкого райпо Андрей Гончаров знает, как удовлетворить рыночный спрос и защитить интересы жителей сельской глубинки

По подходам к доверенному делу он однозначно государственник, человек от земли: за пределами рабочего кабинета посвящает себя семье и, как многие жители Горок, славных храмом международной сельскохозяйственной науки — Белсельхозакадемией, закладывает для родных урожайный сад. Однако находит он время и для занятий наукой, недавно защитил кандидатскую диссертацию по социально значимой тематике: формирование эффективного механизма взаимодействия личных подсобных хозяйств и организаций потребительской кооперации. Чуть более десяти лет назад, когда Андрея Гончарова назначили председателем правления райпо, доля кооперативной торговли в общей торговой структуре Могилевщины была в два раза меньше нынешней. А Горецкое райпо — одним из аутсайдеров в области. Слишком разветвленная структура райпо и ее громоздкая надстройка во многом сдерживали движение вперед и эффективность развития потребительского общества.

— Поэтому набрался смелости и вскоре внес предложение, воспринятое тогда многими подчиненными руководителями без особого оптимизма: все структуры, в развитии которых отсутствовала динамика, перевести на единый баланс, — рассказывает Андрей Гончаров.

— Представьте, в каждой структуре райпо были свои директора, которые днями толпились в приемной, а грузчик или водитель не могли неделями пробиться в мой кабинет, — говорит Андрей Гончаров. — Когда вся аппаратная надстройка была сокращена, оказалось, что мне больше не на кого перекладывать ответственность: за все достижения и просчеты я отныне отвечаю сам персонально. Были сокращены затраты на выплату зарплат, одновременно я поднял зарплату бухгалтерам райпо, на которых легла повышенная нагрузка. В итоге на четверть был сэкономлен фонд заработной платы. А сэкономленные ресурсы пошли на развитие материально-технической базы, отремонтировали объекты торговли, стали закупать новое оборудование, строить новые магазины.

— Андрей Александрович, как потребительская кооперация Горецкого района отреагировала на ажиотаж на потребительском рынке, чтобы свое­временно наполнять полки магазинов необходимыми товарами?

— На товарном рынке мы оказались в выигрыше относительно коммерческих структур, и в первую очередь из-за того, что имели в удельном весе 90—94 процента продукции, которую производят белорусские предприятия. Заблаговременно налаженные связи с отечественными поставщиками позволили нам работать стабильно. Производители видели в нас надежных партнеров: мы ведь отдавали предпочтение не импорту, а отечественным товарам. В связи с ажиотажем проблемы были с обеспечением потребителей сложнобытовой техникой — мы были на «Горизонте» и на «Витязе», но не смогли взять их изделия в достаточном количестве, чтобы удовлетворить спрос. Очевидно, что Горецкое райпо могло продать их значительно больше, но что касается продовольственной позиции, то ни один товар с полок не исчез.

— Вы работаете с кондитерскими фабриками, «Боримаком», монополистом по производству макарон, мясокомбинатами. Выполняют ли они ваши заявки?

— К сожалению, мясокомбинаты не выполняют заявки до 40 процентов, в частности, это касается вареных колбас и бессортовых изделий. Мы пытаемся убедить руководителей мясокомбинатов, что обеспечение сельчан и жителей райцентров мясной продукцией — фактор не только экономический, но и социальный. Конечно, спрос на белорусскую мясную продукцию в России повышенный, и я думаю, что переориентация объемов произошла именно в том направлении. Но нельзя забывать о внутреннем рынке.

— Целесообразно ли в таких условиях развивать собственную перерабатывающую промышленность, чтобы компенсировать издержки, связанные с поведением предприятий-монополистов?

— Когда только одно предприятие на рынке выпускает определенный вид продукции, то с ним очень тяжело вести диалог. Пусть несколько предприятий будут производить одну и ту же продукцию, но зато конкурентоспособную по цене и качеству. К примеру, десяток лет назад цеха по производству макарон были практически в каждом райпо, но они были совершенно неконкурентоспособные даже на отечественном рынке. Они не в состоянии были сделать продукцию, к примеру, на уровне «Боримака». А вот создать один или несколько таких цехов было бы экономически оправданно — это подстегивало бы всех игроков на внутреннем рынке. У нас появятся в руках рычаги, чтобы не спешить с повышением цен, достичь более высокого качества, создать современную упаковку-фасовку, а не поставлять продукцию в мешках по 30—50 килограммов, как мы это делали долгие годы. То же самое касается колбасного производства: потребкооперация Могилевщины должна иметь несколько современных цехов, способных произвести достойную покупателя продукцию по цене и по качеству.

— Тем не менее ряд последних лет ознаменован для потребительской кооперации тем, что цеха мясной переработки были или вовсе закрыты, или перепрофилированы на выпуск иной продукции.

— Я был одним из первых инициаторов этой работы, признав свою несостоятельность в части конкуренции, например, с Могилевским мясокомбинатом. На тот момент у нас не было достаточно ресурсов, чтобы закупить новое оборудование, соблюсти технологию производства. Мы закрыли цех. Я получил несколько взысканий за то, что поторопился, но чтобы производство окончательно не выпускать из рук, ныне вместо колбас выпускаем мясные полуфабрикаты, которые пользуются спросом у покупателей.

— Однако вы пошли в другом направлении: организовали производство окон и дверей. Обычно эту нишу занимали частные производители?

— Окна и двери, изготовленные из современных материалов, приносят нам стабильный доход. Продукцию горецких кооператоров заказывают сельчане и жители Горок. Отрадный факт: она также поступает на рынок областного центра. Мы расширяем гамму изделий: столы, в том числе и компьютерные, шкафы любой модификации (горки, стенки). Вся мебель у нас востребована, выпускается исключительно под заказ, и мы в состоянии выполнить практически любое пожелание потребителя. Сегодня наши мебельщики сами делают торговое оборудование для магазинов потребкооперации Горецкого района, в том числе пристенные и островные горки, и получается оно нисколько не хуже заводского. При этом цена, как минимум, на 30 процентов ниже. У нас уже размещают заказы на оборудование торговые организации других форм собственности.

— Горки — город немаленький, и на его рынок приходят большие торговые сети с частным капиталом. Достаточно ли будет у райпо ресурсов, чтобы им противостоять?

— Я не против их прихода, но неоднократно поднимал этот вопрос и в Могилевском облисполкоме, и в Белкоопсоюзе, и в райисполкоме: «Пожалуйста, предложите частному крупному магазину параллельное обслуживание 3—5—7 малонаселенных деревень. Пусть и там, в глубинке, развивается конкуренция. Значит, сельчан мы будем обслуживать значительно лучше». В Горках уже работает торговля таких крупных предприятий, как Могилевский мясокомбинат, Горецкий хлебозавод, есть фирменные магазины ПО «Пинск­древ» и кондитерской фабрики «Коммунарка», «Белмаркет», да и «Евроопт» на подходе. Они могут себе позволить взять один-два автомагазина и обслуживать население 5—6 деревень. Имея удельный вес в торговле 30 процентов, мы зарабатываем денег больше, но эти же деньги мы вынуждены перераспределять опять же на село, в частности, покупаем автомагазины, стоимость которых равна 270 миллионам рублей. Я предлагал альтернативу: если частные торговые сети не хотят обслуживать сельчан, тогда пусть они тоже несут социальную нагрузку: приобретут один автомагазин и передадут в Горецкое райпо, пусть даже во временное пользование. Если мы сумеем разрешить данную проблему, то в проигрыше никто не останется, а выиграют наши земляки-сельчане.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter