В Гомеле под видом западной валюты преступники сбывали «перерисованные» деньги стран третьего мира

Фальшивомонетный двор

Первые уголовные штрихи в свою бурную биографию гомельчанин Василий Крутов (имена и фамилии изменены) начал вносить еще в советскую эпоху. Не единожды был судим — за кражи, разбой, мошенничество. А после развала СССР сменил профиль деятельности, направив свой криминальный талант на новое поприще. 

Коллаж Ольги Александровой

Банкноты из Суринама

Василий стал делать деньги. В прямом смысле. В банкиры рецидивист, конечно, не выбился, но сумел организовать свой персональный «монетный двор». Ноу-хау Крутова заключалось в изготовлении ненастоящих денег… из настоящих. 

За основу бралась не имеющая хождения в наших широтах валюта разных стран. Например, купюры достоинством 100 гульденов банка Суринама, 200 чешских крон, 200 словенских толаров (именно толаров, а не долларов) и даже 500 долларов Зимбабве. 

Хитрость заключалась в превращении этой экзотики в более котирующиеся расчетные билеты. Подчистка реквизитов с изменением первоначального содержания, чудеса копировальной техники, и на выходе — дорогие банкноты. Нашлось применение и для вышедших из обращения пятитысячных российских купюр 1992 года выпуска. Путем тех же манипуляций их «омолаживали». 

В обменный пункт с такими деньгами, конечно, не сунешься, но способ сбыта имелся. А потом подоспели и евро. Они вначале не были очень популярны. Многие граждане ни разу не держали их в руках. Раздолье для афериста. Но тут Крутов попал в оперативную разработку. Последовали задержание, следствие, суд. Освободился Василий досрочно. Однако честный труд в его планы не входил, он взялся за старое. 

Все в сборе 

Еще до того суда Василий сдружился с соседом по камере Алексеем Перекосом. Он был намного младше, но на зону отправлялся тоже не впервой. В последующем путем «горизонтальных связей» к ним присоединились еще Глушков, Бурлыга и Тамилин. Все трое имели криминальное прошлое и тягу к легким деньгам. 

Роли и функции распределились следующим образом. Василий, как опытный специалист, непосредственно занимался штамповкой фальшивок. Исходники для первой партии имелись — купюры, сохранившиеся в загашнике после прошлого дела. За новым «сырьем» Крутов мотался в Россию. (Позже в его квартире была найдена карта с адресами всех обменников Москвы, в которых можно приобрести любую валюту мира.) Ведь купить суринамские гульдены в Гомеле — задача, мягко говоря, непростая.

Перекос исполнял обязанности посредника, передавая фальшивки Глушкову и Бурлыге. Точнее, продавал. Рисованные банкноты шли вчетверо дешевле настоящих. Расчет осуществлялся как по факту, так и авансом. В таком рискованном бизнесе без доверия нельзя. Фальшивки сбывались с тонким расчетом, чтобы либо «объект» был не из тех, кто пойдет в милицию, либо имелась возможность самим шустро смыться, в то время как потерпевший будет соображать, что к чему, и проклинать этот жестокий, несправедливый мир. 

Московская гастроль 

Идеальным вариантом представлялась «гастроль» за пределы страны. Прихватив крупную сумму фальшивых евро, троица направилась в столицу России. Действовать начали еще в пути, под стук колес поезда Гомель — Москва. Дорогу коротали в вагоне-ресторане. Заказывая, не мелочились, выбрали дорогой коньяк, семгу и прочие деликатесы. Когда пришло время рассчитываться, бармена поставили перед фактом: белорусских денег нет, а потому расплатятся евро. После чего Бурлыга протянул сотенную купюру. Бармен принялся смотреть банкноту на свет, трогать на ощупь и даже просветил специальным ультрафиолетовым прибором. 

— Да настоящая она — просто юбилейный выпуск, — заверили мошенники.

Бармен купился. Удержав стоимость заказа, выдал сдачу, а в кассу положил свои деньги. В Москве его постигло разочарование. Во всех банках давали одинаковый ответ: никаких юбилейных евро в каталоге не значится. На самом деле это были переделанные 100 суринамских гульденов. 

Тем временем фальшивомонетчики наведались в подмосковный Жуковский. На местном рынке купили сварочный аппарат, перфоратор, шуруповерт, лазерный уровень. Назавтра поехали на Каширский рынок, где также затоварились инструментом. А напоследок уже в самой Москве приобрели четыре мобильника. 

Обменный обман

Вскоре Тамилин развел барышню, продававшую семена мака, торговля которым, к слову, запрещена. За килограмм наркосодержащих семян мошенник отдал 200 фальшивых евро. Придирчиво осмотрев купюры, женщина убедилась в наличии защитных признаков. Значит, настоящие. Откуда ей было знать, что настоящими когда-то были 200 чешских крон 1998 года выпуска? После подсчетов, кроме товара, дамочка дала и сдачу в белорусских рублях. Еще одну купюру Тамилин сбыл в Минске, где гостил у приятеля. 

А празднуя именины Бурлыги, ночью на машине поехали в Речицу. Остановив автомобилиста, навешали лапши о том, что едут в Брянск, да вот, черт возьми, кончился бензин — нужны деньги на заправку. И предложили купить 200 евро по выгодному курсу. Обрадовавшись такому везению, автолюбитель согласился. И только назавтра узнал, как нагло его объегорили. 

Сын развел мать

Этим количество потерпевших не ограничилось. Одной из жертв стала гомельчанка, сын которой был осужден за разбой. Как часто бывает, любящая мама считала чадо невиновным и жаждала помочь. Через знакомого вышла на Глушкова и Бурлыгу, которые якобы имели нужные связи. Те сообщили: половину срока скостят. Для начала взяли небольшую сумму — мол, чтобы устроить банкет для тех, от кого зависит решение вопроса. Позже под надуманными предлогами выманили еще 700 долларов. 

Можно представить реакцию женщины, когда приговор был оставлен без изменения. Гомельчанка пригрозила обратиться в милицию. Мошенники принялись убеждать ее не делать глупостей. Дескать, не все потеряно и они непременно доведут дело до конца. 

И, о чудо, спустя пару месяцев отпрыск передал весть о сокращении срока! Тут как тут нарисовались благодетели, преподнеся случившееся как свою заслугу. Благодарная родительница устроила для них пир. Позже выяснилось: жулики убедили сына потерпевшей за 300 долларов участвовать в обмане матери. И он написал ей про сокращение срока на три года. 

Также Глушков и Бурлыга попросили 400 долларов, пообещав вернуть через две недели. И даже написали расписку, но денег женщина так и не увидела. 

Кроме того, выяснилось: срок сыну сократили всего на год. Вполне легально — по амнистии. 

На простака не нужен нож

Не преминул Бурлыга помошенничать индивидуально. Жертвой стала гомельчанка, квартиру которой он взялся ремонтировать. Когда дошло до ванной, предложил способ сэкономить и привезти плитку из Чернигова. Мол, и цены ниже, и качество выше. Правда, поедет Серега один — на двоих в машине не хватит места. Женщина передала 500 долларов. 

— Через три дня все будет в ажуре, — заверил Бурлыга. 

После блестяще сыгранной увертюры начался спектакль. Сперва Сергей уверял, что товар вот-вот должны привезти. Затем стал ссылаться на сломавшуюся машину, из-за чего буксует и доставка. А потом вовсе перестал отвечать на звонки. 

Не погнушался Сергей развести и одного из приятелей, также занимавшегося ремонтами. В качестве наживки обещал по дешевке электроинструмент из Москвы. Знакомый заказал перечень и передал 610 долларов. После чего начались те же сказки о сломанной машине. Заказчик потребовал вернуть деньги, но так их и не получил. Зато мошенник вместе с женой отправился отдыхать на море. 

Заплатили свободой 

О группе фальшивомонетчиков стало известно сотрудникам ОБЭП. Компанию задержали на трассе по дороге в Россию, куда они ехали сбывать очередную партию липовых денег. Василий Крутов заявил, будто бы вез их неким коллекционерам в Брянск. Результаты принес и обыск по месту жительства главного фигуранта. В общей же сложности было изъято свыше 70 купюр. Вся пятерка подельников предстала перед судом. 

prolesk@sb.by

Коллаж Ольги Александровой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter