Фальшивая радуга

Подделать, оказывается, можно все.
Подделать, оказывается, можно все. Или почти все. Недавно, к примеру, в соседнем хозмаге я купил банку эмали, на этикетке которой значилось: выпущено в Лиде на ОАО "Лакокраска". Что ж, фирма авторитетная по всему бывшему СССР, крупнейший производитель лакокрасочной продукции в Беларуси. Однако когда стал обновлять рамы и двери, меня постигло разочарование. Краска ложилась неровно, расслаивалась, долго не высыхала.

"Да не наша это продукция! - заявил директор "Лакокраски" Геннадий Горбацевич, когда я поделился с ним впечатлениями, предъявив в качестве "вещдока" банку с остатками эмали. - Лаборатория это моментально подтвердит. К сожалению, в Беларуси сложилась целая индустрия, специализирующаяся на подделке нашей продукции. Это отнимает у нас до 40 процентов рынка, позорит марку. А действенных мер, чтобы восстановить справедливость, пока не принимается".

Я не против рынка, но при плановой системе такое не могло бы даже присниться. Тогда в Беларуси действовали несколько всем известных лакокрасочных предприятий, где технология и конечная продукция подвергались регулярному контролю. В прошлом году предприятий, цехов, просто артелей, называющих свою продукцию краской, в стране уже было 30. А сейчас - 50! Многие из них используют устаревшее, в принципе не позволяющее получить качественную продукцию оборудование. А в России число лакокрасочных предприятий и вовсе перевалило за четыре сотни. Часть их продукции, не всегда доброкачественной, также попадает к нам. Плюс к этому действует немало подпольных "лабораторий", где, подобно "паленой" водке, эмаль смешивают, из чего бог пошлет.

Откуда такой ажиотаж? "Современная краска - ПФ-115, ПФ-266, например, - продукция достаточно дорогая, - поясняет заместитель начальника отдела маркетинга предприятия Виктор Хренов. - Поэтому велик соблазн подменить качественное связующее, пигменты на дешевые суррогаты. А как, спрашиваете, с фирменной тарой? К сожалению, купить жестяные банки, заказать в типографии "фирменные" этикетки может практически любой субъект хозяйствования. Так поддельная продукция попадает не только на рынки, но и в магазины".

В Гродно, например, в одной солидной торговой фирме после жалобы клиента комиссия выявила, что 70 процентов лакокрасочного ассортимента - подделка. Она поступала от частной фирмы. Обращение в правоохранительные органы, однако, проблему не решило. Как там пояснили заводчанам, пока не поймаем непосредственно за смешиванием фальшивки, оснований для принятия мер нет. К слову, не помогло и обращение в органы стандартизации.

Когда два месяца назад Геннадий Горбацевич принял на "Лакокраске" дела, его такая ситуация просто ужаснула. Ведь что получалось: в то время как фальшивки заполонили рынок, на предприятии, имеющем 40-летние традиции и являющемся законодателем мод в отрасли, мощности были загружены всего на 28 процентов. При такой ситуации остро встал вопрос о сокращении 660 рабочих и служащих. Долги достигли 20 миллиардов рублей. К тому же выяснилось, что некоторые специалисты делились с посторонними рецептурой красок и эмалей, кое-кто не брезговал воровством. Этому способствовали завышенные нормы расхода материалов. Однако начатое местными сыщиками уголовное дело не дошло до суда, а подозреваемые так и остались на предприятии.

У многих, пожалуй, опустились бы руки, но Геннадий Горбацевич начал с жестких мер: укрепил службу экономической безопасности, охрану, лишил должностей безынициативных руководителей. Чтобы по возможности избавиться от подделок, краску начали фасовать в фирменную тару. И предприятие стало приносить прибыль.

"Но главное, пожалуй, в мерах, которые следует принять на государственном уровне, - поясняет Геннадий Николаевич. - Мы обратились в правительство, чтобы придать "Лакокраске" официальный статус генерального производителя лакокрасочных материалов в Беларуси. Благо имеем все для этого: солидную лабораторию, проверенных поставщиков сырья. Тогда наши специалисты смогут влиять на выдачу субъектам хозяйствования соответствующих разрешений и лицензий. Иначе не только наше предприятие, но и отрасль в целом может погрязнуть в хаосе подделок. На втором этапе следует создать в отрасли холдинг, что не только облегчит контроль за качеством продукции, но и позволит сконцентрировать финансы, сообща, а значит, по более дешевой цене закупать компоненты. Наконец, должны быть приняты действенные законодательные акты, преграждающие путь всевозможным подделкам".

Казалось бы, это вопросы сугубо производственные. И все-таки неплохо вспомнить о них, прежде чем купить на рынке банку лидской краски. Возможно, следует чуть больше заплатить, но приобрести фирменный товар. Чтобы потом не было разочарований.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter