Факультеты нужных вещей

Несколько аргументов в пользу профессионального образования

Несколько аргументов в пользу профессионального образования

Многие ребята оканчивают одиннадцать классов, чтобы потом поступить в вуз. Тенденция такова, что получить высшее образование стремится большая часть молодежи. Но в последнее время наблюдается и такой парадокс: пока одни рвутся в вуз, другие уже с дипломом о его окончании поступают в учреждения профессионального образования. Объясняется такая ситуация тем, что сегодня на рынке труда востребованы специалисты рабочих профессий, да и зарплата у них зачастую выше, чем у выпускника вуза. Это одна из причин, которая определяет преимущество ссузов и учреждений профессионального образования перед вузами.

Работа над ошибками

— После окончания школы поступила в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы на факультет психологии. Проучилась два года и поняла, что мне не нравится профессия психолога, — вспоминает Мария Исакович из города Столбцы. — Получив аттестат зрелости, я выбирала между психологией и дизайном. Выбрала психологию, так как считала эту профессию более престижной и востребованной на рынке труда, да и она мне изначально нравилась. Тем не менее вскоре поняла, что это не мое. Вот только бросить университет не смогла, потому что училась на платном отделении. Просто жалко было родителей, которые заплатили уже немалые деньги за мое обучение. В итоге после окончания университета я все равно выбрала другую профессию. Год назад окончила курсы кройки и шитья, и сейчас работаю в ателье по ремонту одежды. А этим летом планирую поступать в Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна на специальность “модельер-конструктор”.

Ссузы и учреждения профессионального образования — это возможность поближе познакомиться с будущей специальностью и понять, лежит ли к ней душа. История Марии печальна тем, что девушка потратила зря время и деньги на получение образования, которое ей не понадобилось. А можно было изначально пойти по другому пути. Ведь существуют колледжи и лицеи дизайна легкой промышленности, куда можно было поступить по окончании девяти классов. А если бы эта профессия оказалась не по душе, пожалуйста — поступай в вуз и учись на психолога.

Опережая время

Обучение в ссузах и профессиональных школах длится три года, в то время как в вузе теперь — четыре. Конечно, разница в год — небольшой срок. Но ведь поступать в ссузы и учреждения профессионального образования можно, не дожидаясь окончания полного базового обучения.

— Я окончил девять классов и сразу решил поступить в колледж, в котором получу техническое образование, — говорит Евгений Гладкевич из города Борисова. — В итоге поступил в Борисовский государственный политехнический колледж. Мои одноклассники только сейчас будут поступать в вузы, многие, возможно, пойдут в ссузы, а я уже практически имею профессию. По-моему, довольно неплохая перспектива.

Мостик между школой и вузом

Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах и колледжах, зачисление в которые осуществляется в соответствии с правилами приема в средние специальные учебные заведения.

Переход по уровням образования от профессионально-технического к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на третий курс. Другими словами, учреждение профессионально-технического образования — это удобный мостик для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.

— После школы я поступила в колледж, так как в вуз не проходила по баллам, но не жалею об этом, — рассказывает Кристина Скакун. — После окончания среднего специального учебного заведения я успешно сдала централизованное тестирование и поступила в Белорусский государственный экономический университет на бюджет на заочную сокращенную форму обучения по своей специальности. Так что в скором времени у меня будет еще и высшее образование. А это шаг вверх по карьерной лестнице в короткие сроки.

Цена вопроса

Еще одно преимущество ссузов и учреждений профессионального образования в сравнении с вузом заключается в стоимости обучения. В вузе она более высокая, поскольку полученные там знания по профессии будут глубже. Но если поступить на бюджет не удалось, платить за обучение денег нет, а профессию получать надо, в таком случае профессиональные школы и ссузы — идеальный вариант.

— Я изначально пробовала поступать в вуз, но не прошла по конкурсу и поступила в ссуз на платное отделение, — говорит выпускница Брестского государственного медицинского колледжа Татьяна Яценко. — Но сейчас не жалею. Стоимость обучения была приемлемая. Уже два года как работаю. Периодически думаю попробовать поступить в вуз, однако рассматриваю только бюджетную форму, так как обучение в медицинском университете очень дорогое.

В учреждениях профессионального образования обучение осуществляется только на бюджетной форме, а конкурса при поступлении практически нет. Так что все желающие приобрести профессию смогут туда поступить.

 В ТЕМУ

Как привлечь молодежь в профессиональные школы

К сожалению, сегодня профессионально-технические учреждения образования не пользуются высоким спросом у абитуриентов. Но ситуацию можно исправить, если внести некоторые коррективы в систему образования. Вот те изменения, которые, по мнению первого проректора Республиканского института профессионального образования Эдуарда Калицкого, могут изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • В учреждениях профессионального образования и в школе должны быть одинаковые требования к выполнению образовательных стандартов общего среднего образования. Учащийся должен быть уверен в том, что он получит те же знания по общеобразовательным предметам, что и в школе, если бы остался учиться там дальше. Результат такой реформы можно увидеть на примере Финляндии. Конкурс в учреждения профессионального образования там 1,6 человека на место. Ребята поступают за три года до окончания школы. Требования к общему образованию и в школе, и в учреждениях профессионального образования одни и те же. Вот только помимо общего среднего образования учащийся профессионально-технического учреждения за эти три года, в отличие от своих одноклассников, которые остались учиться в школе, еще и профессию освоит. Вот и выходит, что поступать в учреждения профессионального образования там более выгодно и престижно.
  • Многие предприятия могут позавидовать тому оборудованию, которым оснащены колледжи. Ребята осваивают последние достижения техники, новые технологии. Однако на практике свои знания не всегда могут применить, поскольку на некоторых предприятиях используется устаревшее оборудование. Сегодняшних выпускников учреждений профессионального образования эта ситуация расстраивает, а будущих — отталкивает. Поэтому работодателям для  привлечения молодых кадров следует стремиться к тому, чтобы квалификационные требования рабочего места хотя бы приближались к уровню квалификации, полученной выпускником в профессиональной школе.
  • Учреждения профессионального образования станут более привлекательными, если будет обеспечено качественное изучение иностранного языка. Ведь владение им сегодня необходимо не только для профессии. Снова приведем пример зарубежных стран. В Узбекистане любой выпускник колледжа говорит на трех языках — узбекском, русском, английском (или другом иностранном).
  • Развивающиеся информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека. А значит, целесообразно обеспечить их изучение в учреждениях профессионального образования на повышенном уровне.
  • Стоит изменить подход к профориентации. У школьного учителя и у родителей нет представления о современных профессиях. А именно они порой влияют на выбор абитуриентом будущей специальности. Сегодня за современным токарным станком можно работать в белой рубашке: все оборудование закрытое, нет ни масла, ни стружки. Работник выступает в роли наладчика или оператора, который управляет этим станком с помощью программ и нажатия на кнопки. В профориентационной работе хорошо бы использовать успешных выпускников профессиональной школы, которые хорошо знакомы со специальностью и могут показать абитуриентам работу такой, какая она есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter