Черные копатели и собиратели боеприпасов. Хобби или преступление?

Факты про артефакты

Колхозные поля перепаханы, и это идеальное время для черных копателей. Корреспондент «Р» попробовала себя в поиске сокровищ и узнала, какую цену за эти богатства могут заплатить нелегальные «археологи».


Человека с лопатой и металлоискателем на полях возле городов встретить сложно. Но, как говорится, чем дальше в лес… Местность, где черные копатели поработали, как кроты в огороде, нахожу в Щучинском районе. Видно, перехожена земля вдоль и поперек. «Неужели что-то ценное можно найти в поле, которое перепахивается сельчанами, как минимум, два раза в год?» — спрашиваю у местных жителей. «Еще как. Покопаются день-другой и уезжают. У них в карманах монетки звенят, а у нас все поле потоптано. И ямы кругом», — Юльян Иосифович не скрывает, что не рад «пришельцам». 

«И я замечала, как по распашке люди слоняются. Снуют туда-сюда, железными палками машут, — вспоминает еще одна местная жительница Тереза Казимировна. — Зона-то у нас пограничная, из деревень Красное, Бершты, Ляховцы и Якубовичи пешком до Литвы можно дойти. Вот им и интересно». Беседуем, а я пристально смотрю под ноги. Ничего особенного: земля как земля. Но местные уверяют: дилетантам, как я, не понять, где клад зарыт. 

Энтузиастов, которые ищут достаток и приключения, копаясь в земле, предостаточно. Есть те, кто неспешно слоняется по лесам и огородам с металлоискателями наперевес, а есть армия ярых кладоискателей. Они орудуют у памятников истории и извлекают ценности, принадлежащие государству. Сергей Пивоварчик, заведующий кафедрой истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, объясняет: «Технологии развиваются, и черные копатели имеют огромный выбор оцифрованных старинных карт, тематических порталов и форумов. Тысячи бывших усадеб, фольварков и древних селищ можно найти с помощью цифровых навигаторов». 

Доктор исторических наук вспоминает недавний случай: в Шумилинском районе нашли уникальное поселение IX—X веков. Тысячелетний памятник — сокровище для нашей страны. «Что интересно, сделать сенсационное открытие археологам невольно помогли черные копатели, — рассказывает подробности Сергей Пивоварчик. — Нелегалы выложили в интернет фотографии некоторых находок. И проговорились, что обнаружили клад на Витебщине. Ориентир был задан, и сокровищницу нашли». В деревне Кордон за сезон откопали около 600 находок.

За незаконный поиск и оборот артефактов у нас наказывают рублем. За продажу или покупку этих уникальных предметов грозит от 10 до 30 базовых величин штрафа. А вот нелегальные раскопки могут обойтись штрафом в сумму от 15 до 50 базовых. 

А ничем не приметные, казалось бы, лесопосадки прочесывают искатели боеприпасов. Полгода назад информация об одном из них поступила в милицию, силовики сразу отреагировали. Валерий Мелешко, житель Минска, вспоминает: «Был дома, когда нагрянули сотрудники милиции. Они увидели сотни запрещенных (как казалось на первый взгляд) для хранения предметов — патроны, гильзы, снаряды, оружие. Эти боеприпасы были аккуратно расставлены на полках, что-то хранилось в коробках. Все изъяли». 

Огромную коллекцию вывозили из его импровизированного музея более двух дней. Немудрено: вес только одного ящика с тремя снарядами — свыше 100 килограммов. Сейчас в Ленинском РУВД Минска, после нескольких месяцев томительного ожидания, коллекцию Валерию Мелешко возвращают. Тоже по частям — унести все за один раз непросто. 

«Экспертиза была долгая и непростая, но подтвердила: боеприпасы не представляют никакой опасности, — говорит Валерий и аккуратно пакует чемоданы с пулеметными лентами. — Проблем с законом я не хотел, поэтому взорваться или выстрелить мои массогабаритные макеты не могут. Сейчас жена и дети не против моего хобби, хоть и приходится жить семье, как в выставочном зале». 

По профессии электрик, он с детства всерьез увлекается собирательством. «Чаще всего найти очередной фрагмент коллекции стоило больших усилий. Но бывало, что новые вещицы — старые гильзы и гранаты — я замечал даже в собственном огороде», — смеется. Сегодня все собранные деактивированные боеприпасы, если их компактно поместить в коробки, с трудом войдут в комнату площадью 15 квадратных метров. Кстати, одна из последних находок — 40-килограммовые немецкие снаряды для реактивного миномета времен Второй мировой. Обнаружил ее, блуждая по лесопосадкам за МКАД.

Валерий Мелешко уверен: коллекция не представляет опасности, что и доказала долгая экспертиза. Но его случай,  скорее, исключение из правил. Несладкая участь ждет тех, кто умалчивает о хранении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. 

«Именно такое оружие зачастую попадает в руки преступников, которые сразу находят ему применение, совершая тяжкие преступления, — отметил Дмитрий Хотько, заместитель начальника Ленинского РУВД Минска. — Для привлечения к уголовной ответственности достаточно того факта, что гражданин незаконно хранит хотя бы один боеприпас к нарезному оружию. Ответственность наступает и за изготовление, приобретение, продажу незарегистрированного охотничьего ружья или холодного оружия. Наказание серьезное: за нарушения в этой сфере в соответствии со ст. 295 УК предусмотрена уголовная ответственность до 12 лет лишения свободы». Кстати, тюремного заключения можно избежать, если добровольно явиться в органы правопорядка и без принуждения сдать незаконный арсенал. 

ypopko@bk.ru

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter