Как сохранить историческую память

Факты и фейки

В  Украине на этой неделе вступил в силу закон о признании участниками боевых действий членов Украинской повстанческой армии. Теперь они смогут претендовать на те же льготы, что и участники Великой Отечественной войны. Не меньше шума в информационном пространстве произвело и недавнее заявление о пересмотре оценок деяний Ромуальда Райса, опубликованное на сайте Института национальной памяти Польши. Напомним, полевой командир по кличке Бурый в начале 1946 года вместе с членами своей банды на Белосточчине сжигал деревни и совершал массовые убийства мирных жителей, в основном этнических православных белорусов. Все чаще мы видим, что история становится заложницей большой политики. Кому это выгодно и как реагировать на подобные вещи? Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк убежден, что лжи можно противостоять только правдой. А для этого государство должно иметь четко выраженную историческую политику.

Фото БЕЛТА

— Игорь Александрович, вокруг нас идут настоящие бои за историю. Их называют одним из компонентов гибридной войны. Все чаще предателей и палачей пытаются обелить и сделать героями, а людей, отдавших жизнь за родину, выставить в негативном свете. Чем вызвана такая спекуляция на исторической памяти?

— Историю, прошлое и память пытаются превратить в политическое и идеологическое оружие, в ресурс управления для получения экономической и политической выгоды. Недаром все наши соседи без исключения имеют ясно выраженную историческую повестку и политику. Это стало особенно актуально после крушения двухполярной системы мировых отношений, когда произошла маргинализация сознания и эрозия принципов, казавшихся фундаментальными и незыблемыми. Применительно к нам новая историческая повестка носит ярко выраженный антибелорусский характер, искажает прошлое нашей страны, ставит под сомнение вопросы территориальной целостности нашего государства, существование нашего национального “я”.

— Для чего это делается?

— Для манипуляции общественным историческим сознанием. Цель фальсификации истории заключается в том, чтобы разрушить, уничтожить наш менталитет, наши базовые ценности и духовную основу, нашу историю. Это связано с попытками внешнего вмешательства во внутреннюю жизнь независимого государства, стремлением нарушить в стране межнациональный, конфессиональный мир, провести линию разлома. А значит, получить возможность воздействия на то или иное государство. Как правило, люди, которые этим занимаются, имеют конкретного заказчика, являются агентами и потребителями чужих денег, проводниками чужой исторической повестки. Поэтому в условиях информационного противоборства государству необходимо формировать собственную историческую политику, четкую, понятную и убедительную версию своего прошлого. Она должна прежде всего отвечать на вопрос, кто мы и откуда, определять белорусов как отдельный народ, имеющий и трагические, и героические страницы в своей истории.

Я глубоко убежден в необходимости создания Института национальной памяти либо другой структуры, экспертного центра, который позволит нам четко определять наши приоритеты, формировать объективный образ нашего прошлого и постоянно отслеживать историческую политику наших оппонентов, оперативно реагировать на попытки фальсификации, искажения истории Беларуси.

— Но некоторые ваши оппоненты рассуждают иначе. Дескать, историческую память нельзя отдавать на откуп каким-то институтам. Память нации — это то, что помнит вся нация, а не десять или сто избранных историков.

— Глубину памяти всегда формируют учебники, историки, историческая политика государства. Все не могут быть историками. Но каждый должен знать, что за его спиной — Полоцкое княжество, Софийский собор, Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, победа в Грюнвальдской битве и Великой Отечественной войне. Когда я говорю об исторической политике, то имею в виду тот позитив прошлого, который нация должна использовать в настоящем и будущем. Ведь любые межнациональные конфликты, этнические чистки и гражданские войны начинаются с “промывки мозгов”. В ранцах немецких солдат лежала маленькая брошюрка, которая называлась “Границы нашей родины”. Путем манипуляции историческими фактами вся территория от Балтики до Крыма там показывалась не просто как земля немцев. И они были свято уверены, что идут отвоевывать ее у “подлых” славян. Никого не смущало, что переселения народов, о которых упоминалось в той книжке, совершались в далекие времена, в III—V веках, когда и наций еще не было никаких.

— В России недавно приняли законы, устанавливающие ответственность за распространение опасных фейковых новостей, за оскорбление государственных символов и институтов власти. Нарушителей будут наказывать огромными штрафами и блокировкой ресурса или блога. Может, и нам стоило бы пойти по такому пути?

— Уважающее себя государство безжалостно бьет по рукам тех, кто распространяет лживые домыслы, дискредитирует доброе имя народа и его образ в прошлом. Классический пример — законодательство Германии, где отрицание факта Холокоста, преступного режима нацизма влечет за собой административную или уголовную ответственность. В Польше за отрицание преступлений против польского народа, фальсификацию и искажение польской истории также наказывают в административном и уголовном порядке.

Нужно изучать и использовать законодательный опыт наших соседей, западных стран. Исторический факт — это фрагмент реальности. И если вы занимаетесь инсинуациями, искажением этой реальности, то за ложь, клевету, дезинформацию, разжигание расовых и национальных вещей вы должны отвечать.

В частности, сейчас в Парламенте обсуждается законопроект об усилении ответственности за пропаганду нацизма и экстремизма. Если бы у нас в полном объеме использовались те нормы антинацистских законов, которые действуют в Германии, то у хамов, томно позирующих в форме полицаев с белорусской вышиванкой под этими мундирами, наверное, навсегда пропала бы охота так делать и вольно высказываться на ряде ресурсов. Интерпретация, различные точки зрения возможны, допустимы и необходимы, как и свободное распространение исторической информации. Но это не имеет ничего общего с сознательным враньем. ­Никакими фактами, идеями и аргументами нельзя оправдать человека, руки которого по локоть в крови невинно убиенных младенцев.

— Но возможна ли в принципе объективность в истории? Ведь у каждого ученого свой взгляд на прошлое.

— Безусловно. Но есть один базовый принцип со времен Цицерона, которого должен придерживаться любой историк. Он может в чем-то ошибаться, по-разному интерпретировать события. Но когда он начинает писать тот или иной текст на основе своего опыта исторического познания, то обязан проверить все гипотезы при помощи источников. И даже если в ходе этих исследований он придет к неутешительным для себя выводам, следует их признать. Историк не прокурор, его важнейшая задача — понять прошлое таким, каким оно было, а не судить и не клеймить его. В этом смысле историческую память называют важнейшим фактором патриотического воспитания и укрепления нации. Если нация не имеет исторической памяти, то она не имеет и будущего.

— Беларусь славится огромным количеством памятных мест, замков, храмов, музеев, мемориалов и обелисков. Наша страна дала миру немало известных людей — политиков, ученых, художников, космонавтов, спортсменов. То есть нам есть чем гордиться. Но многие события из прошлого остаются в тени. На ваш взгляд, какие темы белорусской истории при должном их освещении могут вызывать гордость у жителей страны?

— Важнейший стержневой элемент исторической памяти белорусской нации — Вели­кая Отечественная война. Белорусский народ — единственный в мире, для которого слово “война” ассоциируется не с какой-то другой войной, а именно с этой. Это была колоссальная трагедия, затронувшая каждую семью. Неудивительно, что по всем социологическим опросам, во всех возрастных группах победу в Великой Отечественной воспринимают как свою победу. Второе событие, вызывающее чувство гордости у большинства белорусов, — это достижение независимости. Вот две важнейшие скрепы, объединяющие белорусскую нацию. Безусловно, к таковым можно также отнести и деятельность наших просветителей, и Грюнвальдскую битву, и воссоединение Западной Белоруссии с БССР.

Мы с коллегами, коллективом авторов сегодня выстраиваем концепцию истории белорусской государственности. Она будет правдиво и непротиворечиво отражена в первом уникальном учебном пособии для высшей школы.

В Хатыни гитлеровские каратели сожгли заживо и расстреляли 149 человек, в том числе 75 детей. Судьбу Хатыни разделили сотни других белорусских деревень.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter