Факторы цены. От государственного регулирования до дружеской взаимопомощи.

Формирование системы ценообразования происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом. Ценообразование – ключевой элемент государственной политики в странах даже с самой рыночной экономикой. Воздействие государств на цены осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов. К прямым методам относят прежде всего административное установление цен. К косвенным – контроль за ценами, налоговая политика, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль производства путем субсидий, льготное кредитование и другие методы, которые могут способствовать как понижению, так и повышению цен.

Формирование системы ценообразования происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом. Ценообразование – ключевой элемент государственной политики в странах даже с самой рыночной экономикой. Воздействие государств на цены осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов. К прямым методам относят прежде всего административное установление цен. К косвенным – контроль за ценами, налоговая политика, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль производства путем субсидий, льготное кредитование и другие методы, которые могут способствовать как понижению, так и повышению цен.

В экономически развитых странах контролю за ценами подвергается от 5 до 50% продукции. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии – примерно 20%, в Австрии – около 10% цен, а в Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на 50% объема товарной продукции. Государство в развитых странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи с учетом местных особенностей развития рыночной экономики.
В России воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти.
В Республике Беларусь переход к свободному ценообразованию (либерализации цен) начался с ноября 1990 года еще в составе бывшего СССР. С этого времени предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и некоторые другие). Следующий этап либерализации цен начался в апреле 1991 года, когда был значительно расширен перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению.
Цена на продукты в жизни россиян (и не только их) играет огромную роль. По данным опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob, в том, что до конца текущего года продукты питания неизбежно подорожают, уверены 83% россиян, а 38% уверены, что до конца года продукты подорожают более чем на 10%. Но Правительство и Президент России заверяют, что ажиотаж на продовольственных рынках, возникший после небывалой засухи во многих российских регионах, – это спекуляции, и ничего более. В ответ на это более десяти отраслевых объединений российских сельхозпроизводителей, перерабатывающих предприятий и розничных сетей присоединились к соглашению для предотвращения спекуляций. И все же «зеркалом» цен являются не заявления, а ценники в магазинах.
Существуют и другие факторы, влияющие на уровень цен, которые не учитываются на бумаге, – например, дружественная взаимопомощь. Беларусь в отличие от России почти не затронула засуха. В Республике Беларусь завершается сбор урожая, который в этом году будет не хуже прошлогоднего. В связи с этим власти Петербурга договорились о поставках относительно дешевых белорусских овощей, круп и зерна, для того чтобы  снять потребительский ажиотаж.
Представители Беларуси отметили во время встречи с руководителями Петербурга, что белорусские производители готовы не только поставлять в Петербург свою качественную продукцию, но и строить совместные предприятия по переработке сырья. Также планируется ускорить продвижение проекта по созданию сети фирменных продовольственных магазинов «Белорусский гостинец» и продолжить работу над созданием в городе оптового логистического центра белорусских товаров.
Также Беларусь готова увеличить объемы поставок молочной продукции на российский рынок. Кроме того, молочные предприятия Республики Беларусь намерены поддержать соглашение между отраслевыми объединениями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий и розничных сетей о стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
При ответе на вопрос «Почему растут цены?» можно дать только один ответ: надо работать, развивать собственное сельское хозяйство, бороться с монополизмом, выходить на рынок с осмысленной программой государственного регулирования. Тогда и цены скакать не будут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter