Беларусь и Россия в рамках Союзного государства формируют не только экономическое, но и единое пространство безопасности, важной составляющей которого является защита в сфере миграции. Трудовая миграция в наших странах сегодня рассматривается в том числе как вспомогательное средство для решения социально-экономических задач. Как изменился приток рабочей силы за последние годы и с кем конкурируют граждане на белорусском и российском рынке труда? Попытаемся проанализировать ситуацию и разобраться с экспертами.
Фото из архива «СБ»
Страны разные — права равные
Трудовая миграционная безопасность является одной из составляющих национальной безопасности как в Беларуси, так и в России. В наших странах проводятся скоординированные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению незаконной миграции. Наши государства активно участвуют в реализации принципов, заложенных в принятой 4 ноября 2021 года на Высшем госсовете Союзного государства Концепции миграционной политики Беларуси и России. Данная концепция направлена на формирование необходимых условий и правовых основ для функционирования единого миграционного пространства Союзного государства. Вместе с тем осуществляется интенсивное межпарламентское сотрудничество на площадке СНГ по вопросам гармонизации государственной политики в области трудовой миграции, поскольку она в настоящее время чрезвычайно актуальна и претерпевает значительные изменения.
— Беларусь совершенствует национальное законодательство в данной сфере. В декабре прошлого года принята новая редакция закона «О внешней трудовой миграции», новации которого направлены на оптимизацию потоков внешней трудовой миграции, создание условий для привлечения в Беларусь высококвалифицированных работников, социальную адаптацию трудовых мигрантов, а также решение демографических проблем. Вместе с тем мы понимаем, что с учетом актуальных рисков национальной безопасности необходимо не только обеспечить трудовую мобильность населения, но и гарантировать безопасность передвижения наших граждан, выработать совместные меры по противодействию незаконной миграции. От эффективности принятых решений и выполнения достигнутых договоренностей напрямую зависит безопасность наших стран. Координация совместных усилий позволит Беларуси и России эффективно противостоять новым вызовам и угрозам, — рассказывает заместитель председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич.
В трудовой сфере равные права белорусов и россиян в целом обеспечены. Проведя ревизию интеграционных отношений, Минск и Москва подготовили пакет союзных программ, которые включают в себя программу по проведению согласованной политики в социально-трудовой сфере. Сегодня прием на работу белорусов в России и россиян в Беларуси максимально упрощен, потому что обе страны входят в Евразийский экономический союз, согласно которому трудовая деятельность регулируется законодательством страны, где планирует работать человек.
Трудовая миграция вернулась на доковидный уровень
Общие масштабы трудовой миграции стран Союзного государства на протяжении последних пяти лет не превышали 10–11 тысяч человек. В 2019 году в России трудились 163,5 тысячи граждан Беларуси. Спустя год, в 2020 году, во время пандемии коронавирусной инфекции, этот показатель снизился практически в два раза — до 85 тысяч. Сегодня трудовая миграция между Беларусью и Россией вернулась на доковидный уровень.
— В 2022 году количество граждан Беларуси, работающих в России, увеличилось до 174 тысяч, — отмечает руководитель Центра человеческого развития и демографии Института экономики НАН Анастасия Боброва.
По словам эксперта, белорусские специалисты крайне востребованы на российском рынке — от строительства до здравоохранения.
— Насколько известно, Беларусь и Россия активизировали работу по импортозамещению. Совместные проекты будут реализовываться на территории обеих стран. Поэтому можно ожидать интенсификацию трудовых миграционных потоков, – считает Анастасия Боброва.
По словам директора департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Алтынай Омурбековой, западные санкции против Беларуси и России не оказали существенного влияния на миграционные процессы внутри Евразийского экономического союза.
— В 2022 году общее количество трудовых мигрантов на территории союза составило 1 млн 647 тысяч человек — это на 35 тысяч человек больше, чем было зафиксировано в 2021 году. Общий рынок трудящихся в «пятерке» составляет 93 млн человек, из них 1,8% пользуются правом мобильности и трудоустраиваются в других странах ЕАЭС.
Привлечение трудовых ресурсов
Миграционный ресурс в Беларуси собираются использовать для развития экономики страны. По словам председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергея Рачкова, правильно выстроенная миграционная политика позволяет странам эффективно развиваться в социальном и экономическом планах:
— Мигранты важны для экономики Беларуси и России, потому что в целом бюджету не хватает трудовых ресурсов, нам необходимо привлекать эти трудовые ресурсы извне.
Сенатор напомнил, что Национальное собрание недавно приняло Закон «О внешней трудовой миграции», где прописаны механизмы, которые позволят с одной стороны обеспечить безопасность, а с другой — привлечь трудовые ресурсы в белорусскую экономику за счет упрощения процедур разрешения трудовой деятельности. В том числе, речь идет и об иностранных студентах, которые обучаются в стране.
— Численность иностранных студентов с каждым годом у нас растет. Мы считаем, что можно использовать эту возможность для того, чтобы наша экономика развивалась более динамично, – констатировал Сергей Рачков.
celyuk@sb.by