Фактор сдерживания

Собкор «СБ» поинтересовался: востребована ли гомельчанами новая книга замечаний и предложений
Собкор «СБ» поинтересовался: востребована ли гомельчанами новая книга замечаний и предложений

Недавно мне дали почитать одну книгу жалоб постперестроечных времен. Сколько боли и страданий выплеснуто на ее страницы... У продавца грязный халат. Цены выше, чем в соседнем ларьке. Дали 500 рублей сдачи 50–копеечными «белочками» и т. д.

Месяц назад книги замечаний и предложений появились во всех белорусских конторах, медучреждениях, у предпринимателей. Это вызвало бурю восторгов, опасений, пророчеств: зарвавшиеся чиновники станут приятнее в общении; конкуренты начнут вредить друг другу; книга станет инструментом мести; работу парализует необходимость разбираться с каждой записью, коих, конечно, будет миллион...

За месяц можно много выплеснуть. Имею в виду замечания и предложения. Я поинтересовался в разных учреждениях Гомельщины, что пишут, какие тенденции преобладают.

— У нас пока никакие тенденции не преобладают, — сообщили в Гомельском троллейбусном парке. — Один раз пожаловались, что не оказалось сдачи с крупной купюры. Соответственно мы распорядились, чтобы в местах продажи билетов была мелочь.

На пункте таможенного оформления «Новая Гута» с замечаниями и предложениями тоже «напряженка» — почему–то не пишут граждане.

— Наверное, работаем хорошо, — предположили таможенники.

Я забеспокоился: неужто пророки ошиблись?!

Когда я много лет назад последний раз был в поликлинике, она запомнилась суровым медперсоналом, очередями и облезлыми стенами. Где, как не здесь, доведенные болезнями и депрессивным интерьером граждане станут крыть глаголом в разные стороны? Первой на пути оказалась областная клиническая поликлиника. Синих стен и изможденных людей, правда, не увидел — на светлом фоне чинно ожидали приема несколько старушек. Книгу в приемной мне выдали без разговоров. Там нашлась–таки запись — благодарность.

— А что ж, — ищу к чему придраться, — у вас на стене такой красивый футляр, а книга — в столе?

— Боюсь, украдут, когда отлучусь, — объяснила девушка–секретарь. — А документ–то серьезный.

Большие надежды я возлагал на городское управление ЖКХ. Ведь так не бывает, чтобы за месяц граждане не исписали им пару–тройку книг. К моему удивлению, граждане «разродились» только одной жалобой — по их мнению, нарушаются нормы при строительстве жилья. Заместитель гендиректора предприятия Григорий Туровец уточнил, что эти сведения не подтвердились.

— Вообще–то нам и без этой книги пишут предостаточно, — признался Григорий Григорьевич. — Жаль только, что люди в основном ограничиваются замечаниями, а хотелось бы видеть и предложения...

На торговой выставке «Центр моды» индивидуальные предприниматели даже предложили собрать стопку книг — продемонстрировать отсутствие рекламаций.

— Как получили, так и лежит она тихонечко у кассы, — сообщила продавец Катя. — Да я и не боялась, что все писать кинутся. Всегда можно найти общий язык с клиентом — нам ссориться невыгодно, ведь надо, чтобы человек опять ко мне пришел.

Областную психбольницу я рас
сматривал как последний шанс: многие здешние обитатели по диагнозу обязаны много писать.

— Действительно, некоторые активно ведут переписку с различными организациями, — сообщили в администрации. — Что поделаешь — специфика. Ответ только подстегивает таких людей, они цепляются за какие–то детали, пишут опять... Это может продолжаться бесконечно.

При этом книга замечаний и предложений в больнице пуста — пациенты предпочитают писать в другие издания.

Итог дня поисков — три записи, из которых одна вообще благодарность.

— Да нет, небесполезная это затея, — утешил знакомый чиновник. — Во времена «холодной войны» термин придумали — «фактор ядерного сдерживания». Вот это оно и есть. Я по себе вижу — подсознательно разговариваешь с человеком иначе, когда знаешь, что он может просто попросить эту книгу.

Впрочем, не обмануться бы иллюзиями. В советские времена и при наличии жалобных книг продавцы вполне успешно хамили и некрасиво выглядели — пообвыкли, приноровились. Не случилось бы и на этот раз привыкания.

Фото автора.

На снимке: продавец Катя: «Пусто. И почитать нечего...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter