Фактор команданте

В это воскресенье в Венесуэле должны пройти выборы президента

В это воскресенье в Венесуэле должны пройти выборы президента

На сегодняшний день практически все опросы свидетельствуют о том, что Николас Мадуро, назначенный Уго Чавесом своим преемником и ныне исполняющий обязанности президента страны, должен набрать значительное большинство голосов. “Перед нами стоит великая задача справиться с бюрократией, коррупцией и бездеятельностью некоторых чиновников, которые закрывают глаза на проблемы людей”, — заявил он на этой неделе в ходе предвыборного митинга в городе Матурин на востоке страны. Противостоять лидеру предвыборной гонки намерен единый кандидат от оппозиции, губернатор штата Миранда Энрике Каприлес. В перипетиях венесуэльской избирательной кампании попытался разобраться корреспондент “Народной газеты”.

Сплоченные ушедшим команданте

Уже самый первый после смерти президента Уго Чавеса мартовский опрос общественного мнения в Венесуэле показал, что на предстоящих выборах главы государства победит Николас Мадуро. Согласно данным социологического исследования, проведенного 11—13 марта по заказу банка Barclays Capital, за преемника Чавеса собиралась голосовать почти половина избирателей — 49,2 процента. Кандидата же от оппозиционного Блока демократического единства Энрике Каприлеса на высшем государственном посту страны желала видеть лишь треть респондентов — 34,8 процента.

Любопытно, что предыдущий опрос, проведенный венесуэльской компанией Datanalisis за две недели до кончины Чавеса, показал почти аналогичные результаты — 46,4 и 34,3 процента соответственно. Можно сделать вывод, что после смерти Чавеса популярность его ставленника увеличилась, причем значительно сильнее, нежели у оппозиционера. Впрочем, терять авторитет оппозиции не привыкать по обе стороны Атлантики: во время противостояния самому Чавесу на прошлогодних октябрьских выборах Каприлес набрал 44,97 процента голосов. Сегодня о таком результате ему остается только мечтать.

Разные пути к успеху

К победе на воскресных выборах оба претендента отправились разными путями. Николас Мадуро изначально заявил, что его предвыборная программа будет такой же, как и у Чавеса осенью прошлого года. Не исключено, что именно это обстоятельство и заставило активизироваться внешних недоброжелателей преемника Чавеса. По крайней мере, на днях в ходе обращения к нации Мадуро обвинил наемников из стран Центральной Америки, связанных с оппозицией, в попытках дестабилизации ситуации в Венесуэле путем совершения убийств в главных городах, организации саботажа в электросистеме страны и подготовке покушения на его жизнь. В частности, кандидат в президенты обвинил в причастности к этому двух бывших послов США: “Их целью является мое убийство, потому что они знают, что не могут победить меня на свободных выборах. За всем этим видны руки Роджера Норьеги и Отто Рейха, а также правых сил Сальвадора, пославших наемных убийц, чтобы убить меня”. Николас Мадуро также сказал, что планы по массовому отключению электричества в штате Боливар разрабатывались совместно представителями правых сил и одной из сотрудниц посольства США в Каракасе. Как отметил исполняющий обязанности президента, на этот счет существуют документальные свидетельства — фотографии и видеозаписи.

Подобные заявления вызвали ехидную реакцию в лагере политических соперников. Оппозиционный кандидат Энрике Каприлес Радонски, предки которого по материнской линии были евреями, бежавшими из Польши, чтобы избежать холокоста, признал, что случаи массового отключения света имеют место, но их причина, по его мнению, в ином. “Свет отключается не потому, что кто-то ведет саботаж, а потому, что те, кто стоят во главе правительства, демонстрируют неспособность решать проблемы”, — заявил он в ходе предвыборного митинга в штате Фалькон. Впрочем, “способности” оппозиции также весьма неоднозначны. Например, сегодня в Венесуэле работает более тридцати тысяч кубинских врачей и медсестер, оказывающих медицинскую помощь беднейшим слоям населения. За это Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу сто тысяч баррелей нефти. Оппозиция подобную практику “раздаривания нефти” отчаянно критикует, поставив ценность углеводородов выше интересов венесуэльского и кубинского народов и позволив Николасу Мадуре заключить: “Наследники Гитлера ведут в Венесуэле кампанию против народа Кубы”.

Незримое участие

Между тем имя покойного Уго Чавеса продолжает красной нитью пронизывать всю предвыборную кампанию в Венесуэле. Николас Мадуро символично дал старт своей избирательной кампании непосредственно на родине Чавеса — в штате Баринас. Посетив дом, в котором вырос будущий президент, он рассказал, что во вторник утром он в полном одиночестве молился в часовне, когда туда залетела маленькая птичка, описала три круга вокруг его головы, а потом уселась на деревянную балку и начала посвистывать. “Я посвистел ей в ответ, она на меня странно посмотрела, снова свистнула, облетела вокруг меня и улетела”, — добавил Мадуро и сообщил, что именно в тот момент он ощутил присутствие Чавеса: “Я почувствовал, что он меня благословляет, говоря: “Сегодня начинается сражение, идите к победе, я вас благословляю”.

Аналитики обращают внимание, что Николас Мадуро в своих выступлениях стал часто говорить о незримом присутствии Уго Чавеса после его кончины. Даже когда новым папой римским стал Хорхе Марио Бергольо, исполняющий обязанности президента Венесуэлы заявил: “Чувствуется новая рука на небесах, кто-то убедил Христа в том, что пришел час Южной Америки. Впервые в истории у нас южноамериканский Папа, а мы знаем, что команданте Чавес вознесся на небеса, наверняка он оказал там какое-то влияние”. Примерно в те же дни венесуэльский телеканал выпустил в эфир минутный анимационный ролик, рассказывающий о том, кого встретил в раю попавший туда Уго Чавес. А на днях сотрудники венесуэльской телекоммуникационной компании Cantv с помощью воздушных шариков, наполненных гелием, отправили в небо чек с дивидендами за прошлый год. “Мы отправляем этот символический подарок, чек на 1,8 миллиарда боливаров, тому, кто сделал возможным, чтобы ваша компания работала не для иностранных капиталистов, а для венесуэльского народа, — команданте Уго Чавесу”, — пояснил присутствовавший на этой церемонии Николас Мадуро.

Что впереди?

“Постоянное незримое присутствие Уго Чавеса в венесуэльской избирательной кампании вполне естественно и во многом предопределит ее результаты, — отметил в беседе с корреспондентом “Народной газеты” декан факультета международных отношений Белгосуниверситета Виктор Шадурский. — Хотя бы потому, что взятый Чавесом курс на построение социально ориентированного государства по-прежнему имеет поддержку большинства населения страны. Конечно, говорить о его стопроцентной популярности не приходится — в Венесуэле всегда были богатые слои населения, опирающиеся на американский капитал, да и сами Соединенные Штаты были и остаются основным торгово-экономическим партнером официального Каракаса. Однако не подлежит сомнению демократичность избирательного процесса в этой стране: побеждает именно сильнейший. Что же касается предстоящих в воскресенье выборов, лично мне именно социальные проекты и программы, реализуемые в Венесуэле, представляются в качестве наиболее перспективного проекта, который определит исход голосования”.

Противостоять этому социальному проекту намерен именно капитал в лице выразителя его интересов. Любопытно, что не только народные умонастроения, но и сама история выступает не в пользу Энрике Каприлеса, чем не преминул воспользоваться Николас Мадуро. Исполняющий обязанности президента уже заявил: “Если кто-либо проголосует против Николаса Мадуро, то он проголосует против себя, и проклятье Маракапаны падет на него”. Речь шла о битве в местности Маракапана, которую устроили испанские завоеватели в XVI веке и в которой погибло множество индейцев — коренных жителей Южной Америки. Мадуро заявил, что его оппоненты в случае победы повторят “подвиги” колонизаторов: начнут приватизацию отраслей здравоохранения и образования, а также отберут землю у индейцев.

Впрочем, даже американские эксперты в победе Каприлеса сомневаются. “Оппозиции сильно везет в том, что она не может выиграть сейчас, — говорит аналитик расположенного в Каракасе Вашингтонского офиса по Латинской Америке Дэвид Смилде. — Ближайшие два года будут жесткими для экономики страны”. Впрочем, они же станут достойным испытанием на прочность преемника Чавеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter