Фабрика по производству налогов

ГТФ «Неман» войдет в самый топ налогоплательщиков страны

После повышения ставок акцизов ОАО «ГТФ «Неман» станет одним из самых крупных налогоплательщиков в Беларуси

Надо отметить, что гродненские табачники всегда входили в десятку основных доноров государственной казны. В прошлом году бюджет получил от этого предприятия около 1,8 трлн. рублей. Причем не только за счет акцизного налога, значительными были отчисления и по другим пунктам: налог на прибыль, НДС и другие отчисления. С повышением ставки акцизов значение «табачки» для государства еще больше увеличится. Правда, как показывает европейский опыт, главное в этом вопросе не перегнуть палку. Излишняя борьба с вредными привычками фискальными инструментами выводит табачный и алкогольный бизнес в тень, и тогда бюджетные доходы от этих отраслей падают. О всех проблемах и достижениях, связанных с этими процессами, рассказал генеральный директор ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» Юрий ЧЕРНЫШЕВ.

Достижения-2012

— В прошлом году предприятие стало не только самым крупным производителем профильной продукции, но и корпоративным лидером отрасли. Мы впервые участвовали в Международном конкурсе «Выбор года-2012» и победили сразу в двух номинациях. Предприятие было признано предприятием № 1 в производстве табачных изделий, а его торговая марка «Queen» — сигаретами № 1. Недавно ГТФ «Неман» удостоилась наград на профессиональном конкурсе «Бренд года-2012»: бронзовой медали в профессиональной номинации «Корпоративный бренд» и диплома финалиста в профессиональной номинации «Табачная продукция». А ведь при определении лучших и достойных компаний, участвующих в этих конкурсах, учитывались результаты опросов и потребителей, и профессионального жюри, и экспертов. Поэтому можно говорить, что бренд «Гродненская табачная фабрика «Неман» и ее торговые марки состоялись, они узнаваемы, не теряются на прилавках, по качеству упаковки, дизайну и самой продукции не уступают товарам под раскрученными названиями международных транснациональных корпораций. Например, белорусский «Фэст» и «Премьер» уже два года подряд занимают первые позиции на рынке по объему продаж. Доля собственных торговых марок ОАО «ГТФ «Неман» превышает 60 % на отечественном рынке. Вместе с удовлетворением внутренней потребности фабрика планомерно развивает свой экспортный потенциал. В прошлом году поставки за рубеж составили более 1,1 млрд. штук продукции — рост в 4,5 раза.

Разочарования-2012

— Больших проблем не припомню. Конечно, было непросто удержать свои позиции на фоне роста акцизов. Тем более что в прошлом году по заданию руководства страны фабрика вышла в новый для себя высокий ценовой сегмент с торговой маркой «Portal Power», и продвинуть ее при общем подорожании продукции будет далеко не просто.

Надежды-2013

— В этом году будем продолжать планомерную политику по модернизации производства, снижению себестоимости продукции и повышению ее безопасности. За последние 10 лет количество никотина, смол и других вредных веществ на единицу нашей продукции значительно снизилось. В текущем году в середине февраля — начале марта вводим в эксплуатацию сигаретно-упаковочную линию для увеличения производства пользующихся повышенным спросом марок продукции формата Super Slims. Сейчас она занимает около 16 % в структуре производства предприятия, но для полного удовлетворения заявок торговли необходимо увеличить долю продукции этих видов до 20 %. Кроме того, она пользуется неплохим спросом и на экспорт. Планируем также снижать уровень импортоемкости производства: уже сегодня для выпуска единицы продукции под нашими торговыми марками необходимо иностранных сырья и комплектующих в 2—3 раза меньше, чем конкурентам. В Беларуси не растет табак, и его в любом случае придется закупать за границей, но упаковку, термоусадочные пленки, фильтры есть возможность производить на отечественных предприятиях. По выпуску ряда позиций достигнуты серьезные успехи. Например, в этом году планируем полностью «закрыть» свои потребности в фильтропалочке.

Опасения-2013

— Больше всего беспокоит рост акцизов. В Беларуси в этом отношении всегда проводилась разумная политика, рассчитанная на максимальную отдачу отрасли для государственного бюджета. Конечно, у страны есть определенные обязательства в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, но практика ЕС показывает: резкое повышение розничной стоимости сигарет не снижает их потребление как таковое, а только провоцирует рост «серого» рынка и контрафактного производства. На Западе уже который год не могут приложить ума, каким образом ликвидировать нелегальные поставки и подпольное производство. При этом после повышения налоговой нагрузки бюджет Евросоюза, по оценкам экспертов, недополучил более 10 млрд. евро налогов от табачных производителей.

Хочется надеяться, что в государстве будет проводиться грамотная стратегия в табачной отрасли. Ведь в соседних странах государственные фабрики обанкротились, когда на рынок бесконтрольно пришли транснациональные корпорации. Обладая огромными финансовыми ресурсами, они либо скупали по дешевке независимые предприятия, либо их попросту доводили до несостоятельности. В некоторых странах СНГ под монопольный контроль частных структур попала оптовая торговля сигаретами. В результате в этих государствах снизились отчисления в бюджет от табачных производителей, не всегда выдерживаются стандарты качества, завозится бывшее в употреблении оборудование, против других производителей применяются не всегда добросовестные приемы конкуренции. Хотелось бы, чтобы Беларусь избежала этих процессов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter