Древние секреты росписи пасхальных яиц. Фаберже и не снилось...

Фаберже и не снилось

Как расписать пасхальное яйцо, чтобы привлечь туристов и краеведов

В Страстную неделю в приграничном с Польшей и Литвой городском поселке Сопоцкин в Гродненском районе нет человека более востребованного, чем Антонина Лукьяновна Юрченя. Очередь к ней выстроилась за пасхальными яйцами. Если в мире в цене яйца Фаберже, то в масштабах культуры нашей страны именно «яйца от Юрчени» — не простые, а самые что ни есть «золотые». Традиция их росписи считается историко–культурным наследием. «Такую бы красоту не на стол, а в музей!» — поняли корреспонденты «СБ», отправившись в местный центр культуры и народного творчества на мастер–класс.

 


Шпилька вместо кисточки


Где именно кипит работа, определяю по запаху. «Чем это пахнет?» — интересуюсь, поднимаясь на второй этаж центра культуры. «Пчелиным воском, — отвечают мне сопровождающие. — Без него при росписи пасхальных яиц по–сопоцкински не обойтись никак».


Для Антонины Лукьяновны Юрчени раскаленный воск — это краска. Та самая, которой на сваренные вкрутую яйца наносятся узоры. Мастерица обращает внимание: воск обязательно должен быть кипящим:


— Растопить его можно даже в полевых условиях. Вот посмотрите. Я взяла баночку от оливок. Продолбила дырочки. Внутрь поставила свечу. На саму банку — мисочку с воском. Кстати, если вы не знаете, где купить пчелиный воск, советую расплавить обыкновенную желтую церковную свечу. Но не белую. Она — парафиновая, раскрасить яйца не выйдет. Парафин попросту стечет.


За 20 минут мастер–класса я понял: подобная технология росписи пасхальных яиц под силу каждому. Главное — быстро и ровно наносить мазки. Пока воск не успел застыть. Понятное дело, обыкновенная кисточка для рисования — это совсем не тот инструмент, который здесь может помочь. То ли дело небольшая палочка с вбитым в нее гвоздиком. Местные ее называют «шпилькой». Теперь важно понять, какие узоры мы хотим видеть на нашем сувенире. Впрочем, Антонина Лукьяновна такой вопрос себе не задает. Хотя считает: зависит выбор в том числе и от формы яйца. В центре — традиционный круг–розетка. Вокруг цветочные элементы — ромашки, одуванчики, листочки. В общем, весенние мотивы, иллюстрирующие местный природный ландшафт. Свободные площади заполняют колоски, точечки. Так ее еще мама–полячка учила. А маму — бабушка. «Цветы символизируют радость. Мы радуемся, что Христос воскрес, — говорит директор центра культуры Анна Голубцова. — А колоски — достаток. Рисунок характерный, и сразу можно понять, что такая писанка именно наша. Подобные узоры и в Польше использовали, хотя там традиция уже отходит».


Работа, без преувеличения, ювелирная. Дрогнет рука, сделаешь лишний мазок, переборщишь с его толщиной — ошибку уже не исправишь. След от воска навсегда пропечатается на яйце.



— Для удобства яйцо нужно держать двумя пальцами: большим и указательным. А, скажем, лепестки рисовать снаружи внутрь. Иначе по центру будет одно большое восковое пятно, — замечает Антонина Лукьяновна.


Все краски природы


Спустя всего 10 минут уже можно представить, каким на выходе получится пасхальное яйцо. Пока оно, правда, белое, а узор на нем — цвета карамели. Уже неплохо, только такое яйцо сопоцкинским еще не назовешь. Следующая наша задача — сделать из яйца «негатив». Для этого на 12 часов опускаем его в черно–коричневый отвар.


— О нем нужно позаботиться еще зимой. Делаю его так: кора дуба и кора ольхи, ольховые шишки и ржавое железо. Все это заливаю кипятком и настаиваю месяца два, чтобы все успело проржаветь и почернеть. Затем кипячу. Сам раствор должен быть домашней температуры, иначе не возьмется. Кстати, не возьмется он и если само яйцо держать при росписи жирными руками, — посвящает нас в очередные секреты Антонина Лукьяновна.



Ждать 12 часов? Для хозяйки это не проблема. Попутно ведь никто не мешает заниматься другими делами. А для корреспондентов — расточительство. Поэтому заранее договорились: к нашему приезду часть яиц уже успеет окраситься.


— Обратите внимание: участки, на которые был нанесен восковый узор, цвет не поменяли. Они останутся белыми. Только для начала воск с пасхального яйца нужно смыть. Для этого ложкой опускаем нашу заготовку в кипящий цыбульник — раствор из луковой шелухи с шишками ольхи, затем протираем яйцо ваткой и смазываем постным маслом. Вот теперь действительно готово. Видите, получается белый узор на черном фоне. А если бы вы взяли желтое куриное яйцо — тогда и наши цветочки были бы желтыми, — говорит мастерица.


— Все секреты нам рассказали, Антонина Лукьяновна? — интересуемся. Та хитро улыбается:


— Есть нюанс: краска схватывается далеко не на всех инкубаторских яйцах. Бывает, скорлупка хорошо возьмется, а бывает... Химии там много, что ли? А в краску и в цыбульник ко всему прочему советую добавить немного уксуса. Рисунок тогда лучше сохранится.


Как сделать сувенир


Только вот ставить миску с подобными писанками на пасхальный стол я бы не стал. Для меня это самые настоящие произведения искусства, объекты народного творчества, место которым если не в музее, то хотя бы в серванте. «О чем ты? — удивились коллеги, когда я поделился с ними своими мыслями. — Вообще–то вареные яйца имеют свойство тухнуть. Запах, сам понимаешь...»



А вот мастера Сопоцкинского центра культуры и народного творчества поспорили бы. Мне они протягивают яйцо, уже давно превратившееся в сувенир. Что–то вроде погремушки. Это о скорлупу бьется ссохшийся желток. Антонина Юрченя предлагает некоторое время подержать яйцо в холоде. В холодильнике или на балконе. «А можно покрыть яйцо бесцветным лаком. Это решит проблему запаха».


***


Научиться подобной технологии росписи — проще простого. Главное — не лениться. Да и благодарных зрителей у Антонины Лукьяновны хватает: не только среди односельчан, но и среди гостей Сопоцкина. Таких действительно немало. Рядом крупная зона отдыха — Августовский канал. А значит, при грамотном менеджменте яйца будут враз улетать на сувениры. За символичные «пять копеек» можно проводить мастер–классы... Потому эта традиция, уверен на 100 процентов, не умрет.


Тем временем


В эти дни в Музее белорусского народного искусства в Раубичах экспонируется персональная выставка мастера резьбы по скорлупе яиц минчанина Александра Рыжевского «Ажурная фантазия», на которой представлено свыше 50 работ, созданных за последние два года. Сегодня в мире не более двух десятков мастеров, работающих с таким хрупким материалом. С помощью резца мастера превращают скорлупу куриных, гусиных, страусиных и даже перепелиных яиц в тончайшее ажурное кружево. Примерно каждое пятое изделие, к слову, не доживает до финального этапа. Их хрупкость познается не только в работе, но и в момент дарения. Одна из самых тонких работ Александра — «Саламандры», яйцо с изображением изящных земноводных. Расстояние между отверстиями в скорлупе под правой лапкой саламандры — не более полумиллиметра. Выставка продлится до июня.

 

Советская Белоруссия №73 (24456). Пятница, 18 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter