Ежики в тумане

Спрос рождает предложение. На прилавках — сколько угодно компьютерных игр для малышни начиная от двух лет...

«Ой, до чего ж у меня внучек умный!» — всплескивает руками бабушка, хвастаясь перед подругой успехами 3–летнего мальчугана. «А моему только в июне 3 будет, но он уже ого–го какой смышленый!..» — другой бабушке тоже есть чем гордиться. И приятельницы, одна другую перебивая, взахлеб рассказывают, как ловко их внуки с пульта телевизоры умеют включать, виртуальные куличи в компьютере лепить и с радиотелефонами управляться... В двух перепачканных с ног до головы карапузах, ловко орудующих лопатками в песочнице, ни за что не признать юных гениев технического прогресса. Дети, и только.


Но. Спрос рождает предложение. На прилавках — сколько угодно компьютерных игр для малышни начиная от двух лет. Якобы сильно развивающих. С компьютерами, впрочем, несмышленышей родители более или менее ограничивают. Но мультфильмы! Одна из главных детских радостей! А если она еще и с претензией, мол, способствует развитию речи, интеллекта, логики, образного мышления, освоению иностранных языков, то цены ей нет. Просто подарок для семьи какой–то!


Что ж это за чудо такое, развивающие мультфильмы? В чем кроется их феноменальная способность учить, развивать, тренировать? И если они действительно имеют образовательный эффект, то наверняка оценку ему могут дать педагоги. В общем, я стала искать, откуда у этого чуда ноги растут. И начала соответственно с учителей.


Непедагогическая поэма


Увы, ни в Министерстве образования, ни в Национальном институте образования, ни в академии последипломного образования мне помочь не смогли. В современную образовательную модель телевизор, даже если по нему показывают обучающие мультфильмы, не вписывается. Наоборот, не раз пришлось услышать из уст маститых педагогов, практиков и теоретиков, что телевизор и дети должны быть на приличном расстоянии друг от друга. Аксиома: телевизор если не враг, то уж, во всяком случае, и не друг...


Никаких исследований на предмет эффективности и пользы мультфильмов под маркой развивающих у нас, похоже, тоже не проводилось. Зато их проводили за рубежом. В США, например (лидере по производству «умных» мультиков), и России (которая уже не может остановиться: на основе мультфильма о Смешариках создана целая образовательная линия — от изучения букв и пор года до основ геометрии и химии). Так, профессор Димитри Кристакис, который работает в Институте исследования детства в Сиэтле, задействовал в исследовании 1 тысячу семей. И выяснил, что основная причина, по которой родители высаживают своих отпрысков у телевизоров, в том, что это... «хорошо для их мозга». Именно так считает треть опрошенных. Появление на рынке интеллектуальных мультфильмов связано с распространенной нынче «претензией на образованность», утверждает Кристакис. Даже в названиях анимационных программ (например, «Беби Эйнштейн») уже содержится намек. И такая маркетинговая стратегия себя, как видите, оправдывает!


Надо думать, родители были бы немало удивлены другими обнародованными результатами исследования. Крохи от 7 месяцев до полутора лет, которые смотрели развивающие речь передачи, знали гораздо меньше слов, чем ребята из контрольной группы, которых не учили подобным методом. А исследователи из Бангкока сравнили 110 здоровых детей и 56 малышей с задержкой речевого развития в возрасте от полутора до 4 лет, скрупулезно опросив их родителей. Так вот, дети, у которых обнаружили задержку в развитии речи, начали смотреть телевизор в возрасте около 7 месяцев. Их «нормальные» сверстники впервые увидели голубой экран не раньше, чем им стукнул годик. Кроме того, первые смотрели телевизор как минимум три часа в день, вторые — менее двух.


Психологи из университета Пенсильвании проверили, как на детей влияют конкретные мультипликационные сериалы. И в этом исследовании нашлась–таки ложка меда: есть мультфильмы, которые действительно улучшают знание языка, например, «Даша–следопыт». А вот после регулярного просмотра «Телепузиков» и «Улицы Сезам» дети и слов знали меньше, и выразительность их речи оставляла желать лучшего.


Включить — посмотреть. Повторить?


— Речь — сложный процесс, на который влияют и психические факторы, и физические. Мало иметь богатый словарный запас, важно уметь красиво говорить. Правильному произношению даже так называемые развивающие мультфильмы точно не научат, — не допускает сомнений логопед–дефектолог Елена Клинцова. — Мультяшные герои — даже не мама с папой, общаясь с которыми дети видят артикуляцию, слышат звук без искажения. Пара–тройка новых слов и фраз из мультфильма — это пожалуйста. Об остальном и речи быть не может.


— Вообще–то любой мультфильм можно назвать обучающим, — поддерживает разговор методист одного из частных минских центров интеллектуального развития детей Людмила Лизогуб. — Одни учат правильно вести себя в гостях, другие — дружбе и уважению, третьи — доброте, справедливости, храбрости, четвертые формируют представления о добре и зле... Мультфильм — это эффективное средство воспитания ребенка. Но образования... Возьмем математику — основу основ. Казалось бы, что стоит научить ребенка счету? Несколько раз в день считать до 10 — и через неделю будет результат. Да, ребенок запомнит, заучит, вызубрит. Но не поймет. А это аукнется в будущем большой нелюбовью к математике и трудностями ее изучения в школе. Создавать мультфильмы образовательного характера должны не только художники–аниматоры. В команде как минимум должны присутствовать еще педагоги и психологи. В будущем учебном году мы планируем включить в наши занятия мультимедийные средства. Разработка программы сейчас в самом разгаре. Говорить о ней пока рано. Одно можно сказать однозначно: это будут не мультфильмы!


Ольга Гладкевич, психотерапевт Минского клинического детского психоневрологического диспансера смотрит на проблему иначе:


— Что касается мультфильмов–«уроков», то не стоит, наверное, искать подводные камни там, где их нет. Многие из них построены таким образом, что одна и та же фраза повторяется многократно. Как бы вдалбливается малышу. Оттого и запоминается. Но это свойство психики человека: запоминать через повторение. Так что я ничего плохого не вижу в добрых, ярких и, на взрослый взгляд, примитивных мультфильмах. С некоторыми оговорками. Во–первых, раньше двух лет ребенку у телевизора делать нечего. Во–вторых, какими бы хорошими мультики ни были, они не должны становиться теленяней, телеучителем, теледругом... И последнее: при выборе мультфильма не стоит полагаться на вкус или прихоть дошколят. Они в этом плане еще пока «ежики в тумане». Невидимой рукой–спасительницей, которая выдернет их из тумана, должны быть, безусловно, родители.


Справка «СБ»


До 1997 года младенцев к экрану не сажали, но именно в это время домохозяйка Джули Эйнер–Кларк придумала линию видеопродуктов для развития совсем крошечных детей, которую потом купила компания Walt Disney и вывела на рынок под названием Baby Einstein.


Цифра «СБ»


«Телевидение для младенцев» только в США приносит прибыль 500 миллионов долларов ежегодно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter