Попытки экономической блокады Беларуси — только внешняя сторона большой игры за установление новых правил на глобальном пространстве

Европейский передел

При всей своей самовлюбленности американцы во внешней политике большие доктринеры. Некоторые принципы и подходы разработали еще отцы-основатели США. Другие появились в начале прошлого века. И до сих пор одни политики придерживаются воззрений Вильсона, другие — Рузвельта. Чем хорош такой подход для внешних наблюдателей — он делает шаги Вашингтона в значительной степени предсказуемыми. Современные действия США (в том числе и против Беларуси) еще на заре 2000-х описал Генри Киссинджер в своей книге «Нужна ли Америке внешняя политика?». И хотя автор труда давно не занимает никаких официальных должностей в Белом доме, тем не менее по-прежнему считается одним из самых информированных и компетентных специалистов в области американской внешней политики. Сегодняшние нападки на Беларусь есть следствие перехода Вашингтона от политики сотрудничества с сильным Евросоюзом к поиску баланса сил на Евразийском континенте в духе вильсоновских традиций. И Беларусь, к сожалению, оказалась на острие геополитического разлома.

Коллаж Виктории ШКАРУПЫ

Большой корабль тонет медленно. И европейская интеграция переживает не самые лучшие времена. ЕС корчится в многочисленных противоречиях. Британия уже вышла из союза. Пойти по ее пути постоянно угрожают и другие государства. В последние годы четко обозначается экономическое доминирование Германии в регионе. Что не может не беспокоить других членов ЕС, которые постепенно становятся или уже стали зависимы от экономической политики, проводимой Берлином. По американской логике сильный ЕС, насыщенный рядом малых государств с полноценным правом голоса, должен был сдерживать амбиции немцев. Но европейская интеграция пробуксовывает. Поэтому в Вашингтоне, судя по всему, уже давно пришли к выводу: в регионе необходим некий новый сильный игрок, точнее — консорциум игроков, который являлся бы противовесом и Германии, и России. Более того, эти игроки должны находиться между двумя великими державами. Союз России и Германии на протяжении веков потенциально возможен, экономически и политически целесообразен и по этой причине является страшным сном для других государств. В прошлом сотрудничеству Берлина и Москвы активно противостоял Лондон. Сегодня жезл строительства балансов и противовесов в региональной политики подхватили США.

В настоящее время ключевыми партнерами Белого дома в Европе стали Варшава и Киев. США вкладывают огромные средства в развитие энергетической инфраструктуры в Польше, возводятся портовые терминалы для приемки американских нефти и сжиженного газа. Готовятся проекты по строительству нескольких атомных электростанций. Таким образом, уже к концу десятилетия Польша через транзит энергоресурсов способна приобрести значительное экономическое влияние в Восточной Европе, снизив, соответственно, позиции немецкой экономики. Тем более что Берлин в свое время отказался от использования мирного атома, который является самым дешевым и экологически чистым источником электричества. Возобновляемые источники энергии всем хороши, кроме своей весьма высокой себестоимости. Усиление Польши снижает и влияние России в регионе.

Украина же всегда расценивалась как сельскохозяйственная база развитой Европы. В таком качестве Запад рассматривал эту страну всегда. В Советском Союзе республике отводили более важную роль, поэтому там интенсивно возводились промышленные предприятия. Но со времен развала СССР за десятилетия западного влияния Украина, к сожалению, прошла путь реиндустриализации. В итоге многие предприятия либо закрылись, либо деградировали до способности производить только отдельные операции и технологические переделы, но только единичные компании способны самостоятельно выпускать высокотехнологичную продукцию. Американцы активно оказывают Киеву помощь. Но по линии поставок военной продукции. Небогатая густонаселенная страна, обладающая оружием, обречена быть источником нестабильности. Она, собственно говоря, им и является.

Для усиления баланса в связке Польша — Украина не хватает Беларуси. Исторически Речь Посполитая до своего трехкратного разделения прекрасно играла роль буфера между Западом и Востоком. С одной стороны, не давала усилиться Пруссии, с другой — перманентно беспокоила Московское царство. Насколько понимаю, сегодня этот геополитический концепт переживает определенный ремейк. Конечно, не в плане возрождения Посполитой, а формирования конкретной экономической и политической зоны со схожими границами. Украина, Польша, Прибалтика и Беларусь, объединенные формально или неформально едиными целями, превращаются в регион, на территории которого проживает около 120 миллионов человек, с выходом к двум морям, обладающий как собственным промышленным, так и сельскохозяйственным потенциалом. Правда, отсутствует своя энергетическая и сырьевая база. Но это тот рычаг, через который США смогут мониторить этот регион. А он, в свою очередь, будет контролировать все транзитные пути (точнее — самые короткие) между Востоком и Западом. И создавать точки противостояния как на немецкой, так и на российской границе. Формирование такого напряжения в несколько раз дешевле, чем создание и усиление военных группировок в Европе. Не стоит забывать, что для американцев и политика, и вопросы безопасности являются одним из видов бизнеса. Так уж устроена психология людей в Белом доме независимо от их партийной принадлежности.

Поэтому развернулась нешуточная геополитическая борьба за Беларусь. И санкции, попытки экономической блокады — только внешняя сторона большой игры за установление новых правил на глобальном пространстве. Некоторые считают, что стать частью западной, точнее англосаксонской, политики — тема привлекательная. Однако становиться буфером, кордоном — дело неблагодарное и невыгодное. Источники нормального развития экономики в этом случае не просматриваются. Особенно учитывая глубокие экономические связи с Россией, которые однозначно пострадают. Опыт Украины яркий этому пример. Под эгидой американцев Киев находится в перманентной конфронтации с Москвой. Западные политики «оторвали» украинскую экономику от российского рынка, но взамен ничего не предложили. И страну нельзя назвать динамично развивающейся.

В значительной степени сегодняшняя непростая ситуация, которая сложилась вокруг Беларуси, является проверкой республики на государственность. Сможет ли страна проводить свою политику, которая ей выгодна, или станет разменной картой геополитики, будет ли преследовать не собственные интересы, а служить реализации стратегий других политических игроков?

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter