Европейская валюта

собственную экономикуКогда в январе 1999 года впервые был установлен курс евро к доллару, обыватель не без злорадства замечал: наконец-то у "зеленого" появился серьезный конкурент.

собственную экономику

Когда в январе 1999 года впервые был установлен курс евро к доллару, обыватель не без злорадства замечал: наконец-то у "зеленого" появился серьезный конкурент. Хватит ему безраздельно властвовать. Но американские деньги укрепляли позиции недолго. В прошлом году победителем перманентно выходила то одна, то другая валюта. Однако в последние два месяца евро ушел в явный отрыв. На мировых биржах его курс практически сравнялся с отметкой, установленной в день рождения общих денег Старого Света. Правда, европейским экономистам особой радости это не приносит.

Завышенная цена денег для экономики не меньшая беда, чем их неоправданная дешевизна. В подобных случаях резко снижается ценовая конкурентоспособность местной продукции. Европейские производители уже испытывают серьезные трудности не только в продвижении товаров на внешние рынки, им все сложнее сдерживать импорт из США. Ведь дешевеющий доллар открывает для американского бизнеса новые возможности для экспансии в другие страны.

В оценке причин резкого падения доллара эксперты называют целый букет факторов: от чисто технических до политических. К первому относят так называемые стоп-лоссы. Это поручение инвесторов брокерам продавать валюту, если она в своем падении достигнет определенного рубежа. Такой планкой, по всей вероятности, большинство игроков рынка выбрали курс 1,175 доллара за евро. Похоже, что именно с ее достижением предложение американской валюты резко пошло вверх, толкнув ее курс к 1,1833. Говоря о политических предпосылках аналитики имеют в виду то, что США наказывают Европу за ее "мягкую" позицию в отношении Ирака. Подвергая давлению и без того переживающую нелегкие времена экономику Старого Света, Штаты лишний раз показывают, кто в мире хозяин.

Между тем и в экономике США при внешнем благополучии далеко не все безоблачно. Уже достаточно длительное время она работает в условиях практически нулевой инфляции, и местные аналитики все чаще с беспокойством говорят о дефляции и ее катастрофических последствиях. Что с первого взгляда хорошо для обывателя, для государства может обернуться крахом. Если начнется снижение цен, то населению трудно будет избавиться от мысли, что непервостепенные дорогие покупки имеет смысл отложить до того момента, когда они будут стоить еще меньше. Снижение спроса заставит сбавлять обороты бизнес, что неизбежно повлечет за собой сокращение рабочих мест, рост безработицы и социальной напряженности в целом. США уже переживали подобное в 30-х годах, когда именно дефляция стала причиной "великой депрессии". Ну а коль стоимость национальной валюты и инфляция - категории взаимозависимые, то игра американских властей на понижение выглядит вполне логичной.

Все это большинству аналитиков позволяет прогнозировать дальнейшее повышение стоимости евро (или понижение доллара - как посмотреть). Масла в огонь подливает самый именитый мировой валютчик Джордж Сорос, который объявил о том, что продает свои доллары. Прогноз падения колеблется в пределах 1,2 - 1,35 доллара за евро. Большего европейская экономика не выдержит, и начнется обратный процесс.

Отголоски происходящего на мировом валютном рынке не обходят стороной и Беларусь. Доллар по отношению к белорусскому рублю продолжает дорожать в русле официального прогноза, и с начала месяца добавил в цене 0,74 процента. Курс рубля к евро индикативным показателем не является, а поэтому ведет себя совсем иначе. Деньги Старого Света по отношению к нашим с начала мая "потяжелели" почти на 6,7 процента. И сегодня мало кто осмеливается делать более-менее конкретные прогнозы. С определенной долей вероятности можно лишь предполагать, что Нацбанк будет и дальше понижать стоимость рубля по отношению к доллару в русле официального прогноза. И даже в случае еще более резкого падения последнего по отношению к евро не допустит аналогичного по отношению к национальной валюте. Наши экспортеры и так испытывают серьезные затруднения от того, что девальвация рубля значительно отстает от роста цен. А вот ускоренное падение стоимости рубля по отношению к евро нашим производителям, ориентированным на европейский рынок, только на руку, поскольку повышает ценовую конкурентоспособность товаров. И если учесть, что денежные власти курс евро жестко не контролируют, то очевидно, что он будет вести себя в точном соответствии с мировыми тенденциями.

Правда, одна неприятность в складывающейся ситуации есть, в первую очередь для белорусских банков. Известно, что ряд нормативов для них, в том числе по величине уставных фондов, собственного капитала, установлен в эквиваленте евро. Однако формируются те же уставные фонды в национальной валюте. И если, скажем, у банка N на начало года в пересчете по тогдашнему курсу уставный фонд был эквивалентен 10 млн. евро, то на сей момент он стал гораздо меньше. Все бы ничего, если бы эти нормативы не служили основой для определения лицензионных полномочий банка. Например, снижение собственного капитала финансово-кредитного учреждения до уровня меньше 10 млн. евро становится поводом для лишения его права принимать вклады населения. Между тем в долларовом эквиваленте капитал может и не уменьшиться. Очевидно, что эта коллизия, скорее всего, потребует от Нацбанка пересмотра методики установления нормативов для коммерческих банков.

 

ЕЛИСЕЕВ Дмитрий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter