Европейская ловушка и евразийская стратегия

Политологи и журналисты из России, Казахстана, Армении, Азербайджана, Киргизии, Украины и Беларуси в Минске на международной конференции «Евразийская интеграция: информационные вызовы» обсудили сложные процессы в Евразийском экономическом сообществе в условиях глобализации. Организовали эту встречу недавно реформированное Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным агентство международной информации «РИА Новости», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Евразийский коммуникационный центр.
Политологи и журналисты из России, Казахстана, Армении, Азербайджана, Киргизии, Украины и Беларуси в Минске на международной конференции «Евразийская интеграция: информационные вызовы» обсудили сложные процессы в Евразийском экономическом сообществе в условиях глобализации. Организовали эту встречу недавно реформированное Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным агентство международной информации «РИА Новости», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Евразийский коммуникационный центр.

Евразийский коммуникационный центр задуман как координирующий орган, призванный обеспечить объективное информирование населения о процессах, происходящих на постсоветском пространстве. Под евразийской интеграцией мы подразумеваем прежде всего создание Таможенного союза, а в скором будущем и Евразийского экономического союза.

Участники попытались найти ответы и тем самым сблизить позиции относительно того, какие политические дивиденды и экономические выгоды сулит членство в этих организациях, сколь они привлекательны в странах бывшего Советского Союза и могут ли внести свою лепту в формирование положительного имиджа евразийского интеграционного проекта. События вокруг Украины отчетливо показывают, что бывает, когда в экономическую ловушку Евросоюза и США попадает растерзанная внутренними противоречиями страна. В надежде получить от Запада мнимые выгоды и благополучие она еще больше отдаляется от соседей и скатывается в экономическую пропасть.

В следующем году запланировано проведение масштабного Евразийского конгресса, интерес к которому уже проявили информационные структуры из Южной Кореи, Китая, Турции, Монголии, некоторых стран Евросоюза.

Участники конференции констатировали, что ни у одной из стран Евразийского экономического пространства пока нет четкого представления и консолидированной точки зрения, как должны себя позиционировать СМИ в отражении интеграционной тематики. К примеру, в Казахстане большинство — за евразийскую интеграцию, но есть и те, кто никаких выгод для себя в ней не находит. Кое-кто ратует за обособленность от каких-либо интеграционных структур вообще.

Однако представитель информационного агентства «Казинформ» отметил, что большинство жителей страны прекрасно отдают себе отчет в том, что иного пути, как интегрироваться со своими ближайшими соседями, нет. Хотя ряд казахстанских товаров даже в условиях Таможенного союза не могут пробить себе дорогу на российский рынок. В частности, российские госструктуры не позволяют казахстанским предпринимателям участвовать со своими товарами в приграничной торговле.

Анализируя издержки, которые возникают на Евразийском экономическом пространстве, участники конференции определились: СМИ должны занимать взвешенную позицию, так как интеграция может основываться только на взаимных выгодах. Сегодня уже очевидно: мелкий бизнес не в состоянии конкурировать с большими рыночными структурами. Представители евразийских СМИ также констатировали: помимо реальных экономических выгод, на которые ориентируются все участники интеграционного процесса, налицо и определенное недоверие друг к другу. Молодое поколение не знакомо с опытом кооперации советского периода, поэтому от интеграционных преобразований в экономике его отпугивает любое упоминание о так называемом «совке». В таких условиях теряются не только экономические, но и общечеловеческие и культурные связи.

Поэтому основная миссия журналистов евразийских изданий, аналитиков и политологов — выстроить гуманитарный мост, который был основательно разрушен во времена развала СССР. Важно, чтобы на волне взаимного доверия средний класс потянулся друг к другу: чем прочнее будут связи между представителями малого и среднего бизнеса, тем более востребованной будет и интеграция.

Юрий БЕСТВИЦКИЙ, «Р»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter