Отложенная интеграция для Албании и Северной Македонии

Европейская интеграция: надо подумать

ЕС перенес начало переговоров о вступлении Албании и Северной Македонии на осень. Ранее 13 стран инициировали обращение в Совет Европы с призывом к скорейшему началу переговоров о присоединении этих балканских государств. Среди инициаторов обращения были в основном страны «новой» Европы, присоединившиеся к союзу в 2004 году. Соответственно, заблокировано это решение было «старыми» членами ЕС. Таким образом, вопрос о вступлении Албании и Северной Македонии в очередной раз зафиксировал внутренний раскол ЕС.

AP Photo


Балканские государства давно рассматриваются в качестве наиболее вероятных кандидатов на присоединение к ЕС. Интеграция этих стран, скорее всего, завершит процесс геополитического расширения ЕС — во всяком случае, в обозримой перспективе. Собственно говоря, уже те трудности, с которыми сталкивается процесс интеграции этих небольших государств, наглядно иллюстрирует то, что лимит расширения ЕС исчерпан.

Стремительное расширение ЕС на восток в 2004 году, когда к союзу присоединилось большинство постсоциалистических стран Восточной Европы, стало моментом триумфа и одновременно началом долгосрочного кризиса европейской интеграции. Из уютного сообщества преимущественно богатых и развитых западноевропейских государств, каким Европейский союз был до 2004 года, он превратился в дисгармоничное объединение стран с весьма различным уровнем социально-экономического развития. Конфликт между европейской бюрократией и национальными правительствами, назревавший и в «старом» ЕС, с присоединением к нему новых участников только усилился. «Новая» Европа превратилась в бездонную прорву для европейского бюджета, основными донорами которого выступают богатые западноевропейские государства. Однако щедрые, на первый взгляд, субсидии оказались не в состоянии решить проблему социально-экономического дисбаланса между «старыми» и «новыми» членами. Рост недовольства растущим финансово-экономическим бременем в «старых» странах ЕС и разочарование европейской реальностью вследствие завышенных ожиданий у «новичков» спровоцировали всплеск евроскептицизма, который дополнительно расшатывает и без того неустойчивую европейскую конструкцию.

Кульминацией этих центробежных тенденций стал Brexit, в результате которого ЕС может лишиться одного из главных своих бюджетных доноров. На этом фоне расширение за счет еще двух заведомо дотируемых государств выглядит, прямо скажем, несвоевременным. Возможно, нынешняя проволочка с началом переговоров как раз и обусловлена расчетом на то, что к осени ситуация с тем, выходит Великобритания из ЕС или все-таки нет, прояснится окончательно, исходя из чего можно будет строить и стратегию по интеграции Балкан.

С другой стороны, на фоне весьма неприятного осадка, оставшегося после Brexit, для ЕС психологически и идеологически очень важно показать свою сохраняющуюся привлекательность, и прием новых членов — лучший способ для этого. Однако экстенсивное расширение за счет проблемных государств (а других на восточных и южных перифериях Европы не осталось) вряд ли будет способствовать укреплению европейского единства — скорее наоборот. 

Расширяясь на Балканы, ЕС будет вынужден все более вовлекаться не только в социально-экономические, но и в многочисленные межэтнические противоречия этого региона. Оптимисты считают, что европейская интеграция должна способствовать успокоению и замирению этих конфликтов. Однако как бы не вышло, чтобы Балканы в очередной раз не стали пороховой бочкой Европы. Тем более своей непродуманной политикой (например, односторонним признанием Косово) ЕС этому основательно поспособствовал. 

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter