Европа: высокая плата за стабильность.

Пугающие перспективы периферийных стран еврозоны в условиях затяжного кризиса.
Пугающие перспективы периферийных стран еврозоны в условиях затяжного кризиса.

Как это ни печально, но во всех странах мира, даже вполне благополучных, люди порой сводят счеты с жизнью вследствие тяжелого материального положения. И это становится трагедией прежде всего для родных и близких. 

Самоубийство семидесятисемилетнего греческого пенсионера 4 апреля послужило, хотя звучит это несколько цинично, своеобразным запалом для вспыхнувших новых протестов против политики властей. 
Бывший фармацевт Димитрис Христоулас застрелился в греческой столице на центральной площади Синтагма (площадь Конституции) перед парламентом страны при большом скоплении народа, оставив записку, где пояснил, что погряз в долгах и не может прожить на мизерную пенсию после резкого сокращения социальных выплат. Он обвинил в своей смерти правительство страны, которое сокращает зарплаты и пенсии в обмен на международные кредиты.

В субботу 7 апреля после похорон пенсионера группа демонстрантов прошла шествием от кладбища до здания парламента. Греческие политики выразили соболезнования в связи с гибелью Христоуласа. Лидер наиболее популярной незадолго до парламентских выборов правоцентристской партии «Новая демократия» Антонис Самарас заявил, что страна находится в «национальной депрессии». «Мы должны вытащить греков из безнадежного состояния», – заявил он.

Реакция  греческого общества на трагический, но, казалось бы, частный случай позволяет сделать далеко идущие и весьма тревожные выводы. Дело в том, что на саммите Евросоюза в конце октября прошлого года было принято решение списать Греции долги частных инвесторов на 50%, что составляет примерно 100 млрд из общего долга в 360 млрд евро. Однако в обмен от Афин потребовали продолжения программы жесткой экономии на десять  лет. Сделка эта до конца еще не урегулирована, но обратим внимание на предполагаемый срок, в течение которого греки должны жить, «затянув пояса», – 10 лет! Также прошлой осенью министр финансов Греции и «тройка» кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк и МВФ) обсудили, на каких условиях Греция получит очередной транш финансовой помощи. Греции был предложен пакет мер, признанный «исключительно жестким», так как он включает увольнения в госсекторе, резкое сокращение социальных выплат, пенсий и пособий, пересмотр расходов на здравоохранение, оборону и местное самоуправление. Кроме того, будет введен дополнительный налог на недвижимость и повышен налог на топливо.

Не хочется быть «негативным» пророком, но трудно себе представить, какие волнения могут ожидать греческое общество при выполнении подобной программы режима экономии, если страна уже сейчас похожа на пороховую бочку: поднеси спичку – вспыхнет. И самоубийство Димитриса Христоуласа подтверждает это предположение.

Кроме того, в конце марта с.г. агентство «Ассошиэйтед Пресс» со ссылкой на международных кредиторов сообщило, что «власти Греции могут оказаться неспособны реализовать реформы в запланированном темпе». Подавляющее большинство греков, реально ощутив на себе последствия кризиса, не верят ни своему правительству, ни зарубежным «спасателям».

Таким образом, следует признать, что Греция остается «слабым звеном» в Еврозоне, но, к сожалению, далеко не единственным.

Две недели назад международная компания управленческого консалтинга Boston Consulting Group (BCG), ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса, имеющая глобальную сеть из 71 офиса, расположенного в 41 стране, в том числе и в Москве, опубликовала доклад, из которого следует, что все принятые до сих пор меры по урегулированию европейского долгового кризиса «в действительности являются лишь краткосрочным решением проблем», поскольку «они борются с симптомами, но не вылечили болезнь». Основными трудностями, с которыми сталкивается в настоящее время Европа, аналитики компании считают высокий уровень задолженности государственного и частного секторов европейских стран, а также низкую конкурентоспособность экономик периферийных государств Еврозоны в рамках валютного союза.

Единственным вариантом решения этой проблемы в BCG считают существенное повышение налоговой нагрузки, в первую очередь за счет налогов на предметы роскоши, финансовые трансакции и граждан с высоким уровнем доходов.

Негативную картину в Европе дополнили премьер-министр Испании Мариано Рахой, заявивший о «больших трудностях», с которыми сталкивается страна, и президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги, признавший, что сохраняющаяся «напряженность на рынке суверенных долговых рынков Еврозоны» будет тормозить рост европейской экономики.

P.S. В итальянской Болонье пожилой итальянец совершил акт самосожжения у здания налоговой службы. В Вероне 27-летний рабочий поджег себя у здания городской администрации, протестуя против задержки заработной платы. Еще одна 78-летняя итальянка покончила с собой после того, как ей сократили пенсию с 800 до 600 евро. Про смерть Димитриса Христоуласа – смотри выше.

В связи с этим возникает пугающая аналогия: в тунисском городе Сиди-Бузид 4 января 2011 года скончался совершивший самосожжение торговец овощами Мохаммед Буазизи, получивший штраф от чиновницы местной администрации за торговлю без разрешения и не нашедший понимания в местной мэрии. После еще нескольких самосожжений и массовых демонстраций в стране вспыхнула революция, которая позже перекинулась на Ливию, Йемен, Египет, Сирию, Бахрейн и ряд других стран, что послужило началом так называемой «арабской весны».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter