Европа устала бояться и открыла границы

Ровно три месяца назад европейские страны, напуганные коронавирусом, стремительно одна за другой стали закрывать свои границы, чтобы эффективно противостоять, как им казалось, массовому распространению этого нового для людей заболевания. Тогда никому и в голову не могло прийти, что вынужденный карантин продлится так долго.

Истоки происхождения слова «карантин» мы находим еще в Древней Греции. Да-да, именно у Гиппократа, прародителя современной медицины, которому до сих пор дают клятву в честности и порядочности нынешние врачи. Считалось, что болезнь не может развиваться более 40 дней, откуда и происхождение слова — от quaranta giorni. Греки были убеждены, что если изолировать больного от окружающих его людей на этот срок, то заразить кого-то еще он уже не сможет. Либо умрет, либо выздоровеет, но уже не будет опасен для общества.

В нынешнем понимании законы карантина впервые начали официально применяться в XIV веке в Венеции. Это был срок, который в обязательном порядке должны были отстаиваться торговые суда, прежде чем их можно было ставить под разгрузку. Причиной тому была чума, которая в те годы в разных уголках Европы выкашивала миллионами людское население, не стесняясь ни рангов, ни должностей, ни положения в обществе своих жертв.

В случае с нынешней «чумой», как за глаза в народе уже успели прозвать COVID-19, понятие «карантин» вновь появилось на повестке дня. Правда, теперь в двух своих ипостасях. Давайте попробуем разобраться, о чем идет речь.

Классический карантин

Он достаточно хорошо известен нам в повседневной жизни. Наверное, многим доводилось слышать этот термин в применении к таким инфекционным заболеваниям как гепатит (в простонародье желтуха), краснуха, чесотка, ветрянка. В таком случае при обнаружении заболевания в карантин отправляли непосредственно заболевшего. А также в самоизоляцию (и в исключительных случаях, если позволяли условия и обстоятельств, то на принудительную изоляцию) должны были уходить те, кто непосредственно находился в контакте с инфицированным.

В начале марта после выявления первых случаев заболевания коронавирусом так и поступали относительно конкретных заболевших и их ближайшего окружения. Но слишком быстро процесс стал все больше принимать неуправляемую форму. И в срочном порядке европейские страны стали закрывать границы, отправляя свое население в добровольно-принудительную изоляцию.

Изоляция, или конфинман (confinement)

Чтобы не путать с классическим карантином, во франкоговорящей Европе был официально объявлен термин сonfinement. Он стал широко употребляемым в числе иностранных терминов. В качестве синонимов ему словари предлагают такие слова как «изоляция» или ранее применявшееся сугубо в политических целях выражение «политика сдерживания».

Но еще более интересное объяснение значению этого слова дает знаменитый французский толковый словарь — Larousse. Согласно ему, confinement — это ситуация со слишком большой популяцией животных в слишком маленьком пространстве, в котором в результате этого не хватает кислорода, пищи или места.

Фактически так оно и произошло. Целые страны объявили себя в состоянии изоляции. И ладно бы еще этот конфинман продлился, как планировалось, две или четыре недели. Но после двух месяцев такой принудительно-добровольной изоляции осталось твердое ощущение, что либо вы находитесь перманентно в окружении заболевших, либо сами являетесь заболевшим этим вирусом, даже если он протекает у вас вообще без каких-либо симптомов. Так сказать, налицо побочное действие, казалось бы, разумной процедуры изоляции.  

Что же до классического применения слова «карантин», то его стали использовать для названия процедуры конкретной изоляции граждан, приезжающих из опасных по показателям пандемии коронавируса районов и стран. Таким приезжим предписывалось в течение двух недель строго соблюдать «невыездную изоляцию», максимально ограничивая свои контакты с окружающими.

В обиходе даже появился термин, схожий с quarantaine — quatorzaine, то есть конкретно «двухнедельник», чтобы подчеркнуть, что речь идет не об изоляции по Гиппократу — на 40 дней, а именно на 14, с учетом достижений современной медицины.

35 лет спустя

Сегодня, 15 июня, страны ЕС, словно в ознаменование 35-й годовщины подписания Шенгенского соглашения (соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах ряда государств, изначально подписанное 14 июня 1985 года между странами Бенилюкса, Францией и Германией, вступило в силу 26 марта 1995 года и было замещено Шенгенским законодательством Евросоюза 1 мая 1999 года), объявили об открытии внутренних границ. Правда, не без исключений.

С середины марта, когда отдельные страны стали по своей инициативе, не спрашивая разрешения Еврокомиссии и Европарламента, уходить в самоизоляцию и закрывать границы, официальный Брюссель до сих пор пытается взять под контроль ситуацию в Европе. Но поскольку объявленная пандемия вполне соответствует форс-мажорным обстоятельствам, то все приказы еврокомиссаров из бельгийской столицы могут носить лишь рекомендательный характер.

Каждая страна и ее правительство вольны поступать на свое усмотрение. И это обстоятельство внесло элементы неразберихи в такую, казалось, размеренную, до нынешней весны, жизнь Западной Европы.

Поскольку Бельгия из-за высокого уровня смертности от коронавируса попала в неофициальный «черный список», то на примере ограничения прав ее жителей по свободному перемещению внутри ЕС хотелось бы рассмотреть данную конкретную ситуацию. Если провести небольшую параллель с Беларусью, которой, судя по последним информационным данным, также грозят ограничения для поездок ее жителей в Западную Европу, данный пример может оказаться весьма иллюстративным.

Например, именно для бельгийцев Кипр, Греция, Испания, Португалия имеют особые требования.

Кстати, индивидуальность в принятии решений отдельными государствами настолько нарушает устоявшуюся систему правил, что просто «голову сносит» от объема информации, которую надо знать, попадая в конкретную страну. Например, в Португалии ношение масок обязательно в общественных местах, а вот на Кипре из-за жары даже обслуживающий персонал ресторанов и баров не обязан их носить.

Неудивительно, что руководство МИД Бельгии рекомендует своим гражданам, прежде чем планировать путешествие и заказывать билеты, обязательно уточнять санитарные меры в стране, куда они отправляются в отпуск. Еврокомиссия даже готовится на этой неделе открыть специальный сайт, где будет сгруппирована вся необходимая информация по каждому из регионов. При этом все оставляют за собой право по своему усмотрению отменять или ужесточать в одночасье принятые санитарные меры в случае осложнения ситуации. В общем, как на пороховой бочке. Знаешь, что взорвется, но не знаешь, в какой именно момент.

Италия, к примеру, уже запаниковала, обнаружив на днях в своей столице два новых очага заражения коронавирусом. Заявления о второй волне пандемии на этом фоне выглядят уже не столь гипотетическими.

Что интересно, бельгийские власти предупреждают своих граждан, что за пределами Бельгии они вполне могут повстречаться и с выходцами из стран, где эпидемиологическая ситуация хуже, чем в самом королевстве. То есть надо все время помнить о собственной санитарной безопасности, неся с собой багаж знаний о том, как себя вести в режиме «конфинман». Типа, езжайте отдыхать, но лучше там не расслабляйтесь: маски, перчатки, минимум контактов и дистанцирование. Так сказать, налицо забота о своих гражданах.

Что касается внешних границ Европы, то намеченное на 1 июля послабление режима весьма беспокоит руководство Евросоюза. И официальный Брюссель рекомендует (приказать ведь в этих условиях не может), чтобы пока открытие внешних границ было только с балканскими странами, но никак не с государствами постсоветского пространства. А то, мол, несвоевременное и легкомысленное открытие внешних границ способно привести снова к возобновлению пограничного контроля на внутренних рубежах стран Евросоюза.

Вот лишь несколько примеров о ситуациях и санитарных мерах в европейских странах. На самом деле их так много и столько разных, что голова кругом идет в попытке быть законопослушным. Такое ощущение, что пандемия породила новое желание у людей — желание манипулировать другими, словно в театре марионеток. И сам себя все больше ощущаешь таким вымуштрованным солдатом безликой огромной армии из сказки об Урфине Джюсе.

Испания

Ношение масок строго обязательно в общественном транспорте и общественных местах, где безопасное дистанцирование невозможно. Кемпинги и так называемые каникулярные деревни буду тотчас же закрыты, если там условия дистанцирования не будут соблюдаться. В барах и ресторанах, если дистанция в 1,5 м не может быть соблюдена, рекомендуется носить маски. Официантам не разрешено разговаривать с клиентами во время подачи пищи. В молодежных лагерях, если общие кухни не могут быть продезинфицированы после каждого использования, они должны быть вообще закрыты. Ночлег в общежитиях разрешается лишь при достаточно безопасном расстоянии (1,5 м) между кроватями. При этом границы испанские откроются лишь 21 июня.

Греция

Для бельгийцев, даже при наличии отрицательного теста на коронавирус, официальные Афины предусматривают обязательный 10-дневный карантин. Понятно, что для отдыха, который редко когда превышает две недели, подобное просто неприемлемо. Греческие власти, как бы извиняясь, обещают, что, возможно, с 1 июля это требование будет смягчено. Бассейны внутри зданий закрыты, бассейны под открытым небом — только при наличии не менее 2,5 кв. м на одного купающегося.

Кипр

На Кипре на весь летний период, даже после снятия ограничений по прибытию бельгийцев на остров, власти будут продолжать осуществлять случайное тестирование прибывающих из Бельгии. Правда, тут есть и свои «привилегии»: если ваш тест на месте будет положительным, островное правительство обещает взять на себя расходы на ваше обустройство, питание, медикаменты и даже расходы на прибывших с вами родственников. В киприотских ресторанах маски строго рекомендованы, так же, как и оплата банковской карточкой.

Мальта

Буфеты в ресторанах на Мальте запрещены. Масло, соль, сахар, уксус и т. д. должны подаваться на стол в рамках одноразового использования. Бары на пляжах разрешены только в случае обеспечения обслуживания за столиком. Ночные клубы могут быть открытыми только в случае обеспечения площади 6 кв. м на человека. В этих клубах группы по шесть человек допустимы, если они там веселятся стоя, и по 10 — если есть возможность разместить их сидя.

Исландия

С сегодняшнего дня туристы имеют право выбора: либо тестироваться по прибытии на месте, либо отбывать двухнедельный карантин. Список гостиниц, где готовы принять таких желающих пройти карантин, уже висит на сайте. Заявление о своем решении должно заполняться на официальном бланке до отправления в Исландию. Туда входят данные для контакта, номер рейса, продолжительность полета, заявление о состоянии здоровья и список стран, которые были посещены туристом перед отправкой в Исландию.

Швеция

Тут случай особый, поскольку на днях европейское сообщество все же вынудило шведов признать, что их стратегия свободной изоляции не то чтобы потерпела крах, но все же была недостаточно оптимальной. По данным Оксфордского университета, Швеция продемонстрировала за несколько последних дней самый большой в мире прирост числа смертельных исходов из-за коронавируса. Официальный Стокгольм советует приезжающим туристам ознакомиться заранее с существующими на местах требованиями санитарной изоляции. И еще одна важная рекомендация: избегать путешествий на общественном транспорте. В шведских ресторанах, кафе и барах обязательно обслуживание только за столиком. И еще шведы дают своим гостям совет — заранее убедиться, не будут ли закрыты из-за коронавируса отдельные музеи, зоопарки и парки аттракционов.

Эстония

Для бельгийских жителей эстонские границы откроются лишь в том случае, когда число ежедневно заболевших в Бельгии снизится до 15 на 100 000 населения. Здесь надо понимать, что за период последних 14 дней не должно быть ни одного превышающего этот показатель числа.

Европа устала бояться

Уже очевидно, что Европа устала от собственных ограничительных мер. И теперь даже при малейшей тенденции к снижению показателей смертности или тяжелых случаев заболевания коронавирусом европейские правительства готовы дружно рапортовать, что они добились небывалого успеха в борьбе со страшной заразой. И, мол, если бы не столь эффективные экстренные меры, принятые в середине марта, то ситуация могла бы вообще выйти из-под контроля. И тогда, возможно, миллионы европейцев оказались бы инфицированными вирусом COVID-19.

Казалось бы, что с этим трудно поспорить, но все же протестные настроения в Европе растут. Население предъявляет претензии своим правительствам по тому или иному поводу, связанному с правильностью действий властей в период режима изоляции. И вместо того, чтобы благодарить руководство стран за принятые эффективные меры, французы, итальянцы, бельгийцы и другие европейцы все чаще задаются вопросом: а стоило ли это все того, если привело к таким огромным проблемам в экономике европейских стран? К невиданному росту безработицы, закрытию многих фирм и заводов, катастрофическому снижению доходов от туристического бизнеса и пр.

Так что сегодняшнее открытие границ скорее следует рассматривать как результат этих протестных настроений, а не как реальное значительное улучшение ситуации с коронавирусом.

Еще в начале марта в своих первых репортажах из Европы о коронавирусе я позволил себе смелость написать, что, скорее всего, придется смириться и научиться уживаться с вирусом, чем удастся его победить полностью в ближайшей перспективе. Теперь, похоже, все больше аргументов появляется в пользу именно такого предположения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter