Евроохремонт

Как избежать неприятностей в собственной квартире
Как избежать неприятностей в собственной квартире

«Коллектив специалистов выполнит комплекс отделочных работ под ключ быстро, профессионально, включая перепланировку, монтаж встроенной мебели и оборудования». Какое заманчивое предложение, не правда ли? Но стоит ли ему слепо доверять? 800 тысяч квадратных метров новостроек в Минске и 3 — 4 миллиона — в стране. Таковы грандиозные планы строительной индустрии на 2005 год. С одной стороны — радость, с другой — проблема. Ведь практически все новые квартиры даже после получения ключей их счастливыми обладателями нельзя назвать жилыми в полном смысле этого слова. Дома в стране сдаются без внутренней отделки. А это значит, что ежегодно на рынок строительных услуг обращается 20 — 25 тысяч семей, не считая тех, кто надумал обновить интерьер в своем старом жилище или просто сделать маленький косметический ремонт.

Но каков он, рынок? Начнем с того, что избытка кадров нет в принципе, а специалисты — на вес золота. И я не преувеличиваю. Градостроительные амбиции Москвы и Санкт–Петербурга провоцируют постоянный отток профессионалов. Ведь те работы, за которые в Минске платят миллион рублей, в российских мегаполисах стоят вдвое–втрое дороже. Текучесть кадров в отдельных строительных компаниях достигает 35 — 40 процентов еще по одной весьма печальной причине — пьянство. Кроме того, несмотря на лицензирование сантехнических и прочих отделочных работ, на рынке достаточно людей, которые предлагают комплекс услуг, даже не утруждая себя регистрацией в качестве частного предпринимателя.

В прошлом году мой коллега попал именно в такую ловушку, свято веря, что человек, пообещавший ему отремонтировать квартиру под ключ, представляет официальную фирму. Дело было так. Озабоченный поиском строителей–отделочников Станислав периодически наведывался в дома–новостройки, где вовсю шли ремонты, чтобы не доверяться случаю, а увидеть работу собственными глазами. Интерьер одной из квартир ему понравился, и он связался с руководителем «стройки» Юлианом Смулько. Тот согласился и уже через некоторое время попросил организовать доступ в квартиру сантехников. (Кстати, это лицензируемый вид работ.)

— Да, но хотелось бы подписать договор, — пытался возразить Станислав.

— Конечно–конечно, но сейчас я очень занят, не до бумаг. Вы заведите тетрадочку, и я буду расписываться за каждый полученный рубль, — уговорил клиента подрядчик, производивший впечатление серьезного делового человека.

Поначалу суммы выдаваемых под роспись денег совпадали с объемом выполненных работ. Но однажды Юлиан предложил Станиславу выгодную сделку — поставку сантехпосуды и мебели из Польши по ценам ниже отечественных на 20 процентов. Для пущей убедительности заказчику был предъявлен красочный каталог и в итоге взят аванс — 2,5 тысячи долларов. И с этого рокового момента все работы в квартире прекратились. Маляры стали жаловаться хозяину, что целый месяц не получают денег. Деловая загруженность Юлиана Смулько достигла невероятных размеров, и встретиться с ним уже было весьма проблематично.

Только тогда Станислав начал подозревать, что его, грубо говоря, облапошили. А вскоре выяснил, что гражданин Юлиан Смулько не числится ни в одной из строительных фирм, не зарегистрирован индивидуальным предпринимателем. Он всего лишь посредник, который за одну цену договаривался с бригадами сантехников, маляров, прочих востребованных на рынке специалистов и за другую перепродавал их услуги заказчику. Тем и зарабатывал на жизнь. Заказчика охватил ужас. Ведь в квартире выполнялись довольно сложные сантехнические работы, переваривались трубы, переносились розетки, изменялась система отопления. Без проектов, схем и хоть каких–либо документов, устанавливающих ответственность исполнителей. Словом, «шабашка» в самом гротескном исполнении. Что бы предприняли на его месте вы? Нет, рвать на голове волосы наш герой не стал, а развил защитную деятельность. В первую очередь написал заявление в милицию, усмотрев в случившемся незаконную предпринимательскую деятельность. Однако до возбуждения уголовного дела не дошло. Даже прокуратура, куда обращался с обжалованием деятельности милиции Станислав, не усмотрела состава преступления. Потерпевшему предложили пойти в суд, что он и сделал, заплатив более полумиллиона рублей госпошлины. Однако и суду Юлиан Смулько показался добропорядочным гражданином. Исполнитель предоставил смету выполненных работ, которая тютелька в тютельку совпадала с уплаченной заказчиком суммой. А что до расценок на услуги, так ведь они — договорные.

Вторая история, или сразу 5 историй, а точнее, жалоб на «горячую линию» Минского общества потребителей касаются остекления и обивки деревом лоджий. Заявительницы носят разные фамилии и живут в разных районах столицы. Объединяет их только то, что по объявлению в бесплатных рекламных газетах, которые каждую неделю получают минчане, они обратились с заказом к одному человеку — индивидуальному предпринимателю Николаю Белько. «Рамы, которые установили его работники, — говорит Мария Волчек, 70–летняя пенсионерка, — в первый же дождь потекли, как решето, и не закрывались. Стекло поставили треснутое». И если Мария Волчек довольствовалась заменой стекла, а уплотнение, подгонку рам ей помогли выполнить знакомые, то Екатерина Подосиновик намерена с Белько судиться до победного конца, как, впрочем, и он с ней, обвиняя в потребительском экстремизме. «Материал, из которого изготовлены рамы и вагонка, совершенно не соответствует показанному мне при заказе образцу, — утверждает Екатерина, — к тому же изделия перекошены, щели достигают полутора сантиметров, торчат гвозди, поверхность неотшлифована». На ее стороне эксперты испытательного центра ОАО «Стройкомплекс»: «В коробках балконных рам нет отверстий для сбора и отвода конденсата и воды, остекление выполнено без замазки и изоляции, разность длины по диагонали, отсутствие отделочного покрытия, сколы и трещины», — цитирую официальное заключение.

Предприниматель Николай Белько выдвинул встречные претензии, заявив, что заказчик был ознакомлен и проинформирован о характере товара, который, по его словам, имеет сертификат качества. Более того, он готов устранить недостатки.

Однако претензию демонтировать раму и вернуть деньги отказывается принять наотрез. Выяснять истину сторонам придется в суде.

А всем, кто ремонтирует или собирается ремонтировать жилье, напоминаем: будьте бдительны, не отдавайте деньги просто под расписку. Чтобы доказать свою правоту, иногда этого оказывается слишком мало.


Компетентное мнение

Тамара Бельская, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей:

— Если вы затеяли ремонт в квартире, начните его с подписания договора. Составить его можно на обычном тетрадном листе, где должно быть указано, кто (Ф.И.О., паспортные данные, адрес, регистрационный номер, если это частный предприниматель), в какие сроки, что именно (полный перечень работ, допустим, «поклейка обоев на площади 50 квадратных метров, материалы: чьи?») собирается делать и за какую сумму. Кстати, ее можно указывать при желании в долларах, рассчитываться в иностранной валюте нельзя. Исполнитель так же должен подтвердить факт получения денег. Тогда при возникновении конфликта можно будет отстаивать свои интересы, руководствуясь законом о защите прав потребителей, если ваш подрядчик является индивидуальным предпринимателем, и общими нормами Гражданского кодекса, если это частное лицо. Разница состоит в чем? Потребители освобождены от уплаты госпошлины в суде. Взаимоотношения между физическими лицами регулируются общими нормами договора подряда, и при обращении в суд истец оплачивает госпошлину в размере 10 процентов от суммы предъявляемого иска. Кроме того, если вы не предусматриваете в договоре ответственность за нарушение сроков выполнения работ, то ни о какой неустойке речи быть не может.

Гражданский кодекс не предусматривает и компенсацию морального вреда за неисполнение договора, а по поводу неустойки и штрафных санкций делает отсылку к заключенному договору. Штрафные санкции и компенсация морального вреда предусмотрены законом о защите прав потребителей. Сумма морального вреда в каждом случае разная, но определяется длительностью разрешения конфликта между сторонами, суммой ущерба и последствиями неисполнения. Штрафные санкции — 1 процент в день от цены договора за каждый день просрочки свыше установленного срока. Так что не поленитесь себя защитить. И помните, что в гражданском процессе каждая сторона доказывает те факты, на которые она ссылается, и сама предоставляет доказательства. Если их нет или предъявить подтверждающие документы невозможно, иск будет возбужден, но это не значит, что вы получите удовлетворение такого иска.


Кстати

Может случиться так, что в качестве официального представителя какой–то фирмы по газетному объявлению, не предъявляя никаких документов, к вам явится... мошенник. За небольшую сумму он сделает замер оконных проемов и исчезнет навсегда.

Когда работники ЖЭСа или ЖРЭО предлагают вам поменять сантехнику за наличные и без оформления документов, помните, что за их действия ни ЖЭС, ни ЖРЭО не отвечают. Более того, с доказыванием факта порчи имущества или некачественно выполненных работ возникнут серьезные проблемы. Свидетели не принимаются во внимание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter