Долговые проблемы Греции угрожают ослабить евро

Евро в печали

Долговые проблемы Афин угрожают обвалить финансовые рынки Старого Света и заметно ослабить европейскую валюту
История с долговыми обязательствами Греции продолжает развиваться в лучших традициях жанра, придуманного в этой стране несколько тысячелетий тому назад. Нынешняя трагедия, как и творения Эсхила, Софокла и Еврипида, не лишена роковых ноток — долговые проблемы Афин угрожают обвалить финансовые рынки Старого Света и заметно ослабить европейскую валюту. Но с другой стороны — так ли уж важен этот фактор? Корреспондент «Р» попытался разобраться, стоит ли сегодня доверять евро и на какие сигналы стоит обратить внимание нашим вкладчикам?



Следует признать: кризисный тупик может в конце концов вынудить Грецию покинуть зону евро. Казалось бы, пусть себе выходит, ведь «вклад» этой страны в общую экономику ЕС составляет лишь 2 процента. Бывший главный экономист Goldman Sachs Джим О’Нил, например, как-то посчитал, что Китай каждые три месяца создает экономику размером с греческую. Но все-таки Греция — представитель одной из главных валют в мире, так что ее выход из зоны евро будет иметь последствия.

На самом деле в греческом вопросе все-таки больше политики, чем экономики. Последние лет двадцать вся жизнь Евросоюза проходила под флагом европейской интеграции, и выход отдельной страны в дезинтеграционный процесс должен стать болезненным не с точки зрения укрепления или ослабления еврозоны, а с позиции единства блока.

Михаил Грачев, эксперт компании ООО «Бизнес-Форекс» (официальный партнер компании TeleTrade в Беларуси) считает, что греческая проблема не повод отказать в доверии к евро.

— Не забывайте, что евро — объединенная валюта 19 европейских государств. Большинство из них — страны с очень сильной экономикой, и глобальных финансовых проблем в еврозоне в целом нет. Фактор одной страны — Греции — радикально повлиять на курс евро не сможет, — объяснил эксперт и попытался обосновать свою позицию. — В данный момент на фоне греческого кризиса волатильность евро действительно повысилась. Наблюдается рост доходности по облигациям Центробанков некоторых стран ЕС, а это означает, что держатели от них избавляются. Освободившиеся средства уходят в другие активы, растет спрос на японскую иену, доллар, и в результате эти валюты укрепляются.

Поэтому нельзя сказать, что греческий кризис вообще никак не влияет на рынок. Он влияет. Но эти колебания не столь значительны, чтобы существенно отразиться на кошельках белорусов. Даже при самом негативном сценарии — дефолте Греции и ее последующем выходе из Еврозоны — евро не рухнет. Греческий кризис, конечно, отбрасывает тень на всю экономику ЕС, но это скорее репутационные риски, а не валютные. С финансовой точки зрения выход проблемной экономики из Еврозоны может оказаться позитивным фактором. Еврозона сможет прекрасно обойтись и без Греции.

— Евро в ближайшее время может как немного ослабеть, так и немного укрепиться, но рядовой гражданин эти колебания может вообще не заметить, — предполагает Михаил Грачев. — Сейчас соотношение евро и доллара колеблется вокруг отметки 1,1, при плохом раскладе — может снизиться до 1,05, при хорошем — вырасти до 1,15. В любом случае для вкладчика эта корректировка незначительная. А потери на досрочном расторжении договора с банком и на конверсии из одной валюты в другую, скорее всего, окажутся куда выше. Поэтому мы не советуем переводить сбережения из евро в другую валюту. Евро в любом случае не рухнет.

А вот старший аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский уверен: у европейской валюты гораздо больше шансов снижаться, чем расти.

— Дело даже не столько в том, как проголосовали греки на референдуме, сколько в том, что есть другие, более значимые и фундаментальные, предпосылки для ослабления евро. Призадумайтесь, мы ведь наблюдаем такое падение уже достаточно длительный период, и фундаментальные причины у него совсем другие. О чем я говорю? К примеру, о программе количественного смягчения, которую Европейский центробанк запустил с марта нынешнего года.

Суть этой программы такова: регулятор печатает деньги (причем немалые — около 1,3 триллиона евро) и покупает на них ценные бумаги различных финансовых организаций. Это позволяет ему уменьшить комиссионные и способствует выдаче новых кредитов физическим и юридическим лицам, которые тратят на товары больше денег, создавая тем самым новые рабочие места. Такая финансовая стратегия успешно применялась в США в период с 2008 по 2014 год. Однако вся проблема в том, что попытки оздоровить европейскую экономику привели к явному удешевлению евро.

— Массивное увеличение предложения на денежном рынке все равно будет сталкивать евро вниз, — абсолютно уверен Полховский. — Что же касается Греции, то это, безусловно, тоже важный фактор, но, как мне кажется, каких-то долгосрочных последствий для еврозоны он не несет. Кстати, за последний месяц евро на ожиданиях того, что по греческому «вопросу» кредиторам удастся договориться, немножко укрепился. Но все равно было очевидно: при достижении отметки 1,14 на рынке появилось масштабное предложение.

Вероятность того, что курс евро в течение ближайших двух лет вернется к прежней отметке 1,40, равна нулю. Примерно таковы же перспективы и достижения точки 1,20. Валерий Полховский не питает иллюзий:

— Я бы от евро избавлялся — не вижу никакого смысла держать эту валюту у себя на руках или на банковском вкладе. Шансы на то, что она будет дешеветь, очень высоки. Полагаю, что через год-другой мы вообще можем увидеть паритет стоимости евро и доллара как 1:1.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Юлия ЛОКОТКОВА, финансовый аналитик, редактор интернет-портала Выбери!BY:

— Греция в Евросоюзе — далеко не ключевая фигура. Мы знаем, что ЕС в экономическом плане опирается на Германию, Францию и Великобританию. А 11 миллионов греков составляют всего 2,2 процента к общему числу жителей ЕС. ВВП, который генерирует страна, находится в пределах 1,4 процента к ВВП всего Евросоюза. Сумма, которую Греция должна выплатить МВФ во избежание дефолта (речь идет о 1,6 миллиарда евро), по сравнению с тем же ВВП ЕС, который равен 17,5 триллиона евро, на самом деле капля в море. Так что эффект масштаба сводит возможные экономические последствия дефолта Греции для ЕС и евро к минимуму.

Больших последствий стоит ожидать от репутационных рисков. Дефолт одной из стран-участниц обязательно посеет смуту в стройных рядах европейских государств. Выход Греции из состава ЕС заставит задуматься об этой возможности и другие страны. Особенно те, которые пока еще сохранили на своей территории собственную валюту.

На мировом рынке в ближайшее время курс евро сохранит высокую волатильность и в плане спекулятивного интереса евро на данный момент будет являться той валютой, на которой можно будет зарабатывать. Каждая новость о действиях властей Греции и ЕЦБ будет иметь резонанс для валютных пар, в состав которых входит евро. Более долгосрочные прогнозы вообще сводятся к тому, что задолго до конца 2015 года доллар и евро достигнут паритета по стоимости.

Но как бы ни колебался курс, следует понимать, что стереть евро с лица земли практически невозможно. Это одна из сильнейших в мире валют. Можно обанкротить любой банк, разорить любую компанию, но «обнулить» мировую валюту — едва ли. Для этого нужны более глобальные меры, нежели дефолт Греции. Но это все проблемы сильных мира сего. Для большинства же рядовых граждан Беларуси ни греческий дефолт, ни отношения внутри ЕС не будут иметь каких-либо ощутимых последствий.

На евро сегодня приходится не более 20 процентов всех срочных вкладов физлиц в иностранной валюте (без учета вкладов в национальной валюте). Так что колебания курса евро в Беларуси будут синхронны колебаниям стоимости европейской валюты на мировых рынках. То есть с высокой долей вероятности можно говорить о снижении курса евро в нашей стране. При этом доллар и российский рубль будут расти в цене.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter