Евро-5 от «БелРусАвто»

В Москве в научном центре НАМИ обсуждали новые программы Союзного государства по развитию дизельного автомобилестроенияПринципиальное решение о продолжении работ в области развития дизельного автомобилестроения обусловлено высокими результатами реализации первых двух этапов программы в 1998–2002 и 2005–2008 годах. Третья по счету программа подразумевает создание в России и Беларуси мощностей для массового производства дизельных двигателей и автомобилей, отвечающих стандартам Евро-4, а также разработку и создание опытных образцов двигателей перспективного стандарта Евро-5, рассчитанные на период 2009–2014 годов.

В союзных программах по автомобилестроению принимает участие уже целая армия производителей. Если первая программа создала условия для кооперации четырех белорусских и четырех российских предприятий, то вторая программа собрала уже 19 заводов и организаций. Среди них: МАЗ, Минский завод колесных тягачей, Минский моторный завод, Борисовский завод автотракторного оборудования, ОАО «Автодизель», Ярославский завод топливной аппаратуры, Тутаевский моторный завод, КамАЗ, автомобильный завод «Урал» и многие другие.
Количество автомобилей с двигателями евростандарта постоянно растет. Машин с движком Евро-2 выпущено уже свыше 200 тысяч. Ожидается, что промежуточный Евро-3 будет под капотом 165 тысяч грузовиков, а высокий стандарт Евро-4 облагородит уже 365 тысяч отечественных авто. Об итогах и перспективах союзного автопрома говорили участники «круглого стола», прошедшего в московском научном центре НАМИ.

Василий ХРОЛ, заместитель Государственного секретаря Союзного государства: «От наличия собственного  развитого   авто-прома зависит национальная безопасность современных государств. Россия и Беларусь, к счастью, имеют свою автомобильную отрасль. Важно, чтобы она соответствовала международным стандартам. Почему мы сделали упор на стандарты класса Евро? Без него наши машины даже не пускали в Евросоюз. Мы не могли сидеть сложа руки.
И вот теперь мы с гордостью смотрим на проделанную работу. Так, за годы реализации проекта на предприятиях-участниках удалось в 7,5 раза увеличить объем выпуска дизельных двигателей – до 273 тысяч штук; в 8,7 раза – объем выпуска грузовых автомобилей; объем товарной продукции за 1999–2007 годы возрос почти в 12 раз – до 148,7 миллиарда российских рублей. При этом в 7,7 раза увеличились налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, достигнув суммы 10,8 миллиарда рублей, а численность сотрудников на предприятиях – участниках программы возросла в 2,4 раза – с 59 тысяч почти до 144 тысяч человек.
Если отставание от Европы по двигателям Евро-2 мы сократили за 10 лет, то отставание по Евро-4 составит всего 5 лет, то есть мы начинаем постепенно догонять Запад».
Александр СИЗОВ, депутат Государственной Думы III и IV созывов: «В конце 90-х отрасли грозил развал, но Союзное государство подставило плечо. Были найдены силы, выделены льготные кредиты. Александр Григорьевич Лукашенко сказал: давайте развивать региональные связи. Эта идея впоследствии дала свои плоды. Раньше в бюджет предприятия ничего не давали, а теперь налоги идут потоком. Благодаря этому, к примеру, в Ярославской области мы можем дать бюджетникам большую зарплату, чем в других регионах. Промышленная группа «БелРусАвто» – молодец, она вовремя объединила усилия, много работала с министерствами России и Беларуси. Сделала немало для реструктуризации долгов.
А то только предприятия закупили оборудование, только наладили производство, а уже кричат:  «Давай деньги назад!» Отсрочить возврат кредитов было жизненно необходимым».
Виталий ДОЛЕЦКИЙ, консультант гендиректора ОАО «Автодизель»: «Как ни прискорбно, но так просто догнать Запад нам вряд ли удастся, ведь в свое время мы очень сильно отстали и сейчас обстановка не в нашу пользу. У нас весь цикл производства зачастую базируется на одном заводе. Запад пошел другим путем. Там вокруг главного завода кооперируется множество мелких фирм, каждая из которых концентрирует все свои усилия на производстве конкретной детали для будущего авто. СССР уже нет, а ту старую схему нам так и не удалось развернуть. На развитие мы по-прежнему получаем копейки. На этом фоне мы теперь бежим за Западом.
Это касается не только производства легковушек. В грузовом автостроении ситуация примерно та же. Очень тревожит нас и грядущее вступление в ВТО. Тогда импорт вломится в Россию как лавина. Надо уже сейчас об этом думать. Вот Китай, к примеру, хоть он и в ВТО, все же имеет высокие ставки на импорт машин. В итоге китайцы все сами производят».
Олег ДАНИЛОВ, гендиректор ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто»: «В 1998 году мы буквально выживали, многие операции проводили за счет бартера. В тех нелегких условиях мы поставили перед собой амбициозную задачу, и за несколько лет нам удалось с нуля создать долгожданный Евро-2. Потом к нам примкнули такие гиганты, как Минский моторный завод и КамАЗ, в проекте до 2014 года обещает принять участие также и ЗИЛ. Таким образом, в союзной программе будут прямо или косвенно задействованы все крупные отечественные производства грузовых машин и узлов к ним.
От такой кооперации выиграют все, ведь за этим стоит улучшение экологического фона, а значит, и здоровья людей. Стоит также помнить, что каждая тонна невыброса становится для предприятий все дороже. А у нас к тому же очень сжатые сроки. Надо перейти на Евро-4 до 2010 года. Это задача не из легких. Мы только разогнали мощности для Евро-3, как получаем команду: «Хватит выпускать этот двигатель, переходите на следующий этап». Теперь, когда мы говорим о новой программе по дизельному автомобилестроению для производства Евро-5, мы надеемся, что найдем понимание как в органах Союзного государства, так и в соответствующих министерствах России и Беларуси».
Виталий ДОЛЕЦКИЙ:  «На Западе автопрому легче – там кредиты дают всего под несколько процентов годовых. И нам нужен такой ресурс. Две программы по дизельному автомобилестроению, что называется, «выстрелили», и теперь необходима третья! Вспомните, что дал автопром послевоенным Германии, Японии, Южной Корее! Надо больше выделять денег на научные изыскания и предпроизводственную подготовку. В данном направлении помощь Союзного государства мне кажется недостаточной».
Алексей ИПАТОВ, генеральный директор ФГУП НАМИ:  «10 лет назад мы не знали, что такое китайский автопром, а теперь посмотрите – здесь чувствуется продуманная политика государства.  В это же время мы с вами продолжаем терять рынок. Как рынок легковых автомашин, так теперь и грузовых. А мы бы хотели сами все производить, да еще и на экспорт поставлять, а не ложиться под чужой импорт. Конечно, здесь без вливаний в науку мы не обойдемся.
Необходимость в двигателях евростандарта – сегодня принципиальный вопрос. У нас в НАМИ химикологический отдел традиционно очень силен. Мы передали свои жесткие требования производителям масел и топлива. Но как многие другие законы, этот нефтяниками не исполняется до конца. Заводы постепенно модернизируются, и мы знаем, что многие уже могут выпускать продукцию высоких стандартов. Видимо, в ближайшие годы положение в этом направлении улучшится».
Олег ДАНИЛОВ: «Ожидается, что старт разработки программы будет официально утвержден решением Совета Министров СГ 21 марта 2008 года.  Для детальной разработки программы нужен год, затем еще год – на ее утверждение в различных инстанциях. Поэтому, чтобы не терять времени даром, мы уже сейчас приступили к разработке проекта. Надеемся, что осенью 2009 года готовый проект внесем на рассмотрение Совмина. Мы поняли, что там, где государство оказывает поддержку, и бизнес появляется со своими деньгами. Но господдержка важна даже не количеством денег. Главное, взять отрасль под крыло. А для этого нужно желание, воля правительства».
Василий ХРОЛ:  «Граждане получат здоровую экологию. Было, кстати, много попыток выпускать не полноценные двигатели евростандарта, а соблюдать его технологические условия на двадцать-тридцать процентов. В  правительстве вопрос был поставлен ребром: или вы выпускаете как надо, или вообще ничего не делайте. Здоровье человека важнее. В правительстве не пошли на поводу у хитрецов. По всей России будет внедрен высокий стандарт. Везде и для всех!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter