Ученые смогут таблетками регулировать рост мышечной массы

«Качкам» на радость

Научные исследования продемонстрировали, что эффективным способом быстро и без изнурительных тренировок нарастить мышцы является блокировка миостатина. Это особый белок, так называемый фактор роста и дифференцировки 8. Блокирование выработки этого белка приводит к резкому увеличению мышечной массы без соответствующего роста жировой ткани.

Эксперименты на мышах показали рост массы тела за счет роста массы мышц в 1,5 и более раз по сравнению с обычными особями. В настоящее время даже есть породы коров с мутантными генами, блокирующими выработку миостатина. Такие коровы дают очень много мяса с низким содержанием жира. Кроме того, блокировка миостатина ускоряет регенерацию мышечной ткани, что может помочь при повреждениях мышц, например, в результате пулевого ранения. Это очень важно и для лечения возрастных изменений, так как стареющее тело начинает терять мышечную массу, а сами мышцы слабеют.

Существенного успеха в создании технологии блокирования миостатина добились ученые Дэвид Глас и Эстель Трайфилиф из фармацевтической компании «Novartis». Они разработали новое соединение BYM338, которое предотвращает атрофию мышц и способствует росту мышечной массы. Оно также блокирует рецептор, который взаимодействует с соответствующей сигнальной системой, дающей команду в определенный момент затормозить рост мышц.

Таким образом, теперь ученые могут регулировать рост мышечной массы без масштабного грубого вмешательства в другие процессы, протекающие в организме. Пока новые технологии готовятся к клиническим испытаниям, но в лаборатории, на животных, получены ободряющие результаты: рост мышечной массы на 25—50 % без каких-либо побочных эффектов и с прочным положительным результатом.

Ученые надеются, пишет «CNews.ru», что новая технология позволит не только наращивать мышцы по желанию и медицинским показаниям, но и предотвратить тяжелые осложнения таких заболеваний, как рак, диабет, ожирение, гипертония, болезни сердца.

---------------------------------------

Новые виды — не от хорошей жизни

Если взглянуть на эволюционное древо любой группы организмов, то мы обнаружим, что его ветви сходятся более или менее к одной точке — общему предку этой группы. Возникновение нескольких видов от общего ствола-предка описал еще Дарвин на примере знаменитых галапагосских вьюрков. Скорость появления новых видов, их собственная эволюция происходят в виде адаптивной радиации, которая зависит от факторов среды, действующих на вид или группу видов.

Между тем по эволюционной теории получается, что скорость «разбегания» видов от общего предка будет зависеть еще и от некоторых черт самого этого предка — от того, как именно он приспособлен к окружающей среде.

Ученые пришли к выводу, сообщается в журнале «PNAS», что чем шире специализация какого-либо вида, чем более обширную экологическую нишу он занимает, тем медленнее от него будут ответвляться другие виды. То есть если вид легко выживает в самых разных условиях, то зачем ему в чем-то меняться?

С практической точки зрения, сообщает «Compu-lenta.ru» в информации, подготовленной по материалам Делфтского технологического университета, эти данные могут пригодиться, например, в медицине и эпидемиологии: зная экологические характеристики того или иного патогенного штамма, можно предсказать, в какую сторону пойдет его эволюция.

Выявить малярию? Мгновенно

Технологию диагностики малярии, сочетающую быстроту, удобство и неинвазивность, представили ученые Университета Райса (США). Достаточно прижать палец к созданному ими устройству, и уже спустя несколько секунд становится известно, надо ли волноваться.

Как это работает? Для революционной диагностической методики используется маломощный лазер, который светит через кожу на клетку, пораженную малярией, и создает внутри нее нанопузырьки пара. Происходит это оттого, что, питаясь чем человеческий кровоток пошлет, малярийный паразит выделяет отходы жизнедеятельности, в том числе гемозоин. Ведущий автор разработки Дмитрий Лапотко и исследователь Екатерина Лукьянова обнаружили, что этот малярийный пигмент при облучении короткими лазерными импульсами поглощает их, в отличие от здоровой клетки крови, и выделяет в окружающее пространство тепло, провоцируя образование нанопузырьков пара, которые, как и положено пузырькам, лопаются, издавая характерный звук.

Что важно, отследить столь нетипичный аудиосигнал можно даже по одной клетке, инфицированной возбудителем, то есть на очень ранней стадии болезни. В предклинических тестах, проведенных учеными, удалось выявить одну такую клетку среди миллиона здоровых, причем не было ни одного случая ложного диагноза.

Ожирением можно заразиться

Заразиться можно не только чужой инфекцией, но и чужой привычкой: непьющий человек в окружении алкоголиков станет выпивать, некурящий — курить (хотя личную дисциплину и выдержку тоже не стоит сбрасывать со счетов). Похожую закономерность можно видеть и в том, что касается питания.

Исследования на эту тему проводились, и результаты их суммированы в аналитической работе специалистов Ливерпульского университета (Великобритания), которая публикуется в «Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics». Речь в ней идет о влиянии социальных норм на индивидуальное поведение.

Как отмечают исследователи, человеку нужно осознавать свое место в социальной группе, постоянно утверждать свою к ней принадлежность. И даже если мы вообще не склонны угождать другим, общие социальные нормы все равно «считываются» и влияют на поведение, пусть мы этого и не осознаем. И в этом смысле ответ на вопрос: «Можно ли заразиться ожирением?» — вполне утвердителен. Стоит лишь попасть в окружение, которое ест «от пуза» и «всякую гадость», как человек обречен.

Обоняние для слона важнее

В научных журналах недавно вышли две противоречащие друг другу статьи о слонах: в одной утверждалось, что эти животные лучше слышат, чем видят, а другая заявляла, что все наоборот. Речь в данном случае идет не столько о чувствительности тех или иных органов, сколько о том, на что слоны больше полагаются.

В исследованиях такого рода есть проблема, а именно: ученые обычно экспериментируют с животными, содержащимися в неволе. Но то, как поведение в неволе согласуется и смешивается с поведенческими схемами, которые работают в дикой природе, — большой вопрос. Кроме того, слоны, как известно, отличаются умом и сообразительностью и прекрасно поддаются дрессировке, а это ведь тоже накладывает отпечаток на их восприятие окружающего мира.

Выясняя, что для слонов важнее: уши или глаза, исследователи вспомнили еще и про обоняние. И вот в журнале «Animal Behavior» выходит статья Джошуа Плотника (того самого, который считал, что уши для слонов значат больше) и еще сильнее запутывает дело. На первое место в ней выдвигается слоновий нос. Точнее, хобот.

Эксперименты Плотника и его коллег из Кембриджа (Великобритания), по сути, повторяли их прежние опыты: индийским слонам нужно было выбрать из двух ведер то, в котором была еда, основываясь на косвенных признаках. Выбирать слоны могли на слух (исследователи трясли ведро с семенами подсолнечника) или на запах.

Выбор по звуку оказывался случайным, чего нельзя сказать про выбор по запаху. Животным давали понюхать ведро, которое было либо пустым, либо полным, пахнущим семечками. Затем им показывали известное ведро, которое они только что понюхали, и неизвестное ведро, в котором могла быть еда. Если до этого слоны обнюхивали пустую тару, то выбор они делали в пользу неизвестного ведра, так как знали, что в известном ничего нет. То есть, делают вывод ученые, решающей для слонов оказывается запаховая информация.

С одной стороны, пишет «Compulenta.ru», ссылаясь на материалы «National Geographic», тут, наверное, нет ничего странного: слоны на воле вряд ли разыскивают еду на слух. С другой — было бы все-таки неправильно отдавать приоритет какой-то одной сенсорной системе. Слоны в силу своего высокого уровня развития должны располагать комплексной информацией об окружающем мире, поэтому было бы естественно, чтобы они не только хорошо слышали, но и хорошо обоняли.