Ученые обнаружили на человеческом глазу новый слой роговицы

Такую «соринку» в глазу не замечали!

Внимательно изучив человеческий глаз, ученые Ноттингемского университета (Великобритания) обнаружили на нем ранее не замеченный слой роговицы, толщина которого составляет всего 15 микрон. Теперь слоев роговицы уже не пять, а шесть. Новый назван слоем Дуэ в честь профессора Харминдера Дуэ, который его обнаружил.

Открытие имеет большое практическое значение. В первую очередь исследователи говорят о том, что уже в ближайшем будущем новые знания позволят усовершенствовать операции по пересадке роговицы. Впрочем, открытие нового слоя сделает более безопасными для пациентов и многие другие операции на глазах. Так, теперь хирурги будут точнее определять местоположение пузырьков воздуха в роговице (в идеале их вообще не должно там быть) и тем самым принимать правильное решение при проведении операции. Например, пузырьки можно сместить к слою Дуэ — он менее склонен к разрывам — и тем самым облегчить для пациентов последствия операции.

Также слой Дуэ открывает отличные перспективы для точной диагностики большого числа болезней, вызванных поражением задней части роговицы, делает вывод «CNews.ru». Возможно, удастся лучше понять природу таких заболеваний, как отек роговицы глаза, грыжа десцеметовой оболочки. Ученые также полагают, что коническая деформация роговицы у пациентов с болезнью кератоконус как раз обусловлена разрывом в слое Дуэ — через разрыв жидкость проникает внутрь и вызывает заболевание.

Дети в подвале играли…

Драки между братьями и сестрами в детстве — обычное дело, но, как оказалось, последствия такой агрессии негативны для психического здоровья детей, так же как и последствия любых других агрессивных действий вне семьи.

Психологи из центра по изучению последствий преступлений, совершенных против детей, при университете Нью-Хэмпшира провели масштабное исследование, проанализировав данные о 3599 детях начиная с возраста одного месяца до 17 лет.

Исследователи выяснили, что из 32 % детей, которые заявляли о случаях, когда они становились жертвой физической агрессии со стороны братьев или сестер в прошедшем году, у малышей в возрасте от месяца до 9 лет степень расстройства психической и нервной системы была значительно тяжелее, чем у более взрослых детей в возрасте от 10 до 17 лет.

Результаты психологических тестов и анализа также показали, что в то время как издевательства в среде ровесников и одноклассников считаются значительно более серьезным явлением, чем агрессивные действия между братьями и сестрами, физическая и психологическая агрессия в обоих случаях оказывает идентичное влияние на психику детей и подростков.

Важный вывод и рекомендация для всех родителей и воспитателей, который делают психологи, — очень важно воспринимать агрессию между братьями и сестрами всерьез, сообщает «Detalimira.com», ссылаясь на статью в журнале «Pediatrics». Некоторые родители ошибочно полагают, что такие стычки — явление нормальное и безобидное. А некоторые даже считают, что это позволяет их отпрыскам учиться защищать себя и противостоять агрессии во внешнем мире.

Черные дыры могут не только притягивать?

Хотя мы привыкли думать о черных дырах лишь как об активных пожирателях всего и вся, в действительности излучение от поглощаемых ими пыли и газа способно отталкивать вещество вовне.

«Очень большой телескоп», принадлежащий Европейской южной обсерватории, собрал достаточно сведений, чтобы впервые точно представить картину распределения пыли вокруг черной дыры (ЧД) в центре активной галактики. При этом выяснилось, что, вопреки более ранним теориям о таком распределении, в действительности далеко не вся пыль концентрируется в торе вокруг ЧД. Основная ее часть расположена над и под тором — над полюсами дыры.

За последние двадцать лет астрономы выяснили, что почти все галактики имеют в своем центре сверхмассивную черную дыру (СМЧД), поглощающую пыль из галактического ядра. Делающие это энергичнее всего являются центрами активных ядер галактик (АЯГ), усиленно излучающих в разных диапазонах. Их окружают облака пыли в форме тора.

Однако теперь «Очень большой телескоп» недвусмысленно показал, что в галактике с АЯГ, известной как NGC 3783, несколько более сложная картина. Хотя пыль в торе вокруг ЧД и в самом деле излучает, будучи нагретой до 700—1000 °С, в действительности выше и ниже тора есть огромные количества более холодной, но тоже в некоторой степени излучающей пыли, каким-то образом отбрасываемой от черной дыры. Как предполагают астрономы, по мере того как СМЧД разогревает пыль в диске вокруг себя, излученная ею радиация отбрасывает более далекие пылинки в стороны от ЧД, образуя сравнительно холодные потоки.

Все это означает, подытоживает «Compulenta.ru», анализируя опубликованные в «Astrophysical Journal» материалы Европейской южной обсерватории, что модели роста и развития СМЧД требуют пересмотра и включения в себя нового фактора.

Об аспирине известно было не все

Аспирин, наряду с подобными ему нестероидными препаратами противовоспалительного действия, предотвращает развитие рака, снижая частоту мутаций ДНК. Это установили ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США). В научном изыскании продолжительностью более десяти лет приняли участие пациенты разного возраста и пола. С целью выявить, как именно аспирин влияет на раковые клетки, исследователи выполнили анализ образцов ткани, взятых у 13 пациентов, находившихся в предраковом состоянии (синдром Барретта) в результате биопсии.

Все участники эксперимента были разделены на две группы. Пациенты первой группы принимали аспирин каждый день в течение нескольких лет, затем переставали. Вторая группа прием аспирина начала только после заключительного обследования. Таким способом исследователи стремились отследить скорость мутаций ДНК, происходивших в тканях.

Изучение образцов ткани, взятых на разных этапах, показало замедление скорости развития мутаций в период приема аспирина в 10 раз. В раковых клетках накопление мутаций происходит гораздо быстрее, чем в здоровых обычных клетках. Поэтому мутации доходят постепенно до того, что рост опухоли становится неконтролируемым, а сами раковые клетки приобретают резистентность к лекарствам. Замедляя воспаление, аспирин замедляет и мутации ДНК, а значит, не позволяет раковым клеткам дойти до неуправляемой стадии.

Как показывают исследования, мутации у участников исследования замедлились и только один человек заболел раком, пишет «Globalscience.ru», ссылаясь на публикацию в «PLOS Genetics». У этого пациента мутации в огромных количествах начали появляться еще до приема аспирина. Калифорнийские ученые отметили: при лечении онкологических заболеваний теперь необходимо избежать развития опасных мутаций, поскольку они еще способствуют возникновению устойчивости раковой опухоли к лекарствам.

Осторожно: компьютерная томография

Компьютерная томография (КТ), проведенная в детском возрасте, может стать причиной развития рака в будущем. Так считают американские ученые. По их данным, в период с 1996-го по 2005 год количество детей до 14 лет, которым проводилась компьютерная томография, возросло в два раза. Все они в группе риска.

Несмотря на то что доза радиационного излучения при компьютерной томографии выше, чем при обычном рентгенологическом обследовании, эта процедура активно используется в педиатрии. Но стоит ли это делать, учитывая, что дети гораздо чувствительнее к радиационному излучению, чем взрослые?

У детей, прошедших КТ, как предполагают ученые, существует повышенный риск возникновения рака. Чем моложе пациент, тем выше риск — в запасе гораздо больше лет, чтобы раковая опухоль успела развиться. Также важен пол, в частности девочки подвержены риску в большей степени, чем мальчики. Еще один фактор риска — это область, на которой проводилась компьютерная томография.

Потенциально опасной признана КТ органов брюшной полости, таза или позвоночника. Например, у девочек потенциально опасным является каждое 300—390-е КТ-исследование брюшной полости или таза, каждое 330—480-е сканирование грудной клетки, 270—800-е сканирование позвоночника в зависимости от возраста. Другими словами, получается, что из нескольких сотен обследованных девочек у одной риск онкозаболевания из-за КТ очень высок. При этом КТ головы дает высокий риск развития лейкемии у детей обоих полов до 5 лет: 1,9 случая на 10 тысяч сканирований.

По предположениям авторов исследования, из 4 миллионов компьютерных томографий, выполняемых каждый год в США, примерно 4870 приведут к развитию рака. Но врачи отмечают, что снижение средней дозы излучения хотя бы на 25 % поможет снизить вероятность возникновения опасной болезни на 43 %. Таким образом, родителям и врачам стоит побеспокоиться о том, чтобы снизить мощность сканера.

Дополнительные исследования должны дать ответ: когда использование компьютерной томографии в медицине оправдано, а когда медикам стоит поискать другой, более безопасный способ визуализации и диагностики.

В настоящее время чаще всего компьютерная томография для диагностики используется в США. Однако российские клиники, пишет «CNews.ru», тоже все чаще используют этот метод, в том числе и без явных показаний — просто в рамках общего обследования. Но врачи и пациенты должны осознавать даже потенциальный риск от процедуры и прибегать к ней в тех случаях, когда это, действительно, поможет спасти жизнь больному.