Эврика! (дайджест новостей науки)

Ученые США нашли ген, ответственный за «плохой холестерин»

Побороть холестерин помогла мутация

Недавно американские медики столкнулись со странным случаем — у темнокожей женщины, обратившейся в Юго-западный медицинский центр Далласа, оказался очень низкий уровень холестерина. Она работает инструктором по аэробике. Но таких показателей — всего 14 миллиграммов «плохого холестерина» на 100 миллилитров при норме не больше 130 — никакой аэробикой не добиться.

Тщательное обследование показало, что женщина унаследовала от своих родителей два мутантных гена PCSK9. Среди чернокожих жителей США есть некоторое количество людей с подобными вариантами этих генов, и, как потом стало ясно, для них риск сердечно-сосудистых заболеваний вдесятеро ниже обычного! За это открытие уцепились фармакологи, которые увидели здесь возможность создать принципиально новые лекарства для снижения холестерина, и дело уже дошло до первых клинических испытаний. Они показали возможность снижения уровня «плохого холестерина» на 70 %.

Новые кандидаты в лекарства против атеросклероза работают за счет подавления активности белка PCSK9. Этот белок циркулирует в крови и связывается с теми же рецепторами на поверхности клеток печени, которые должны забирать из крови «плохой холестерин», и в результате те хуже выполняют свою функцию. Мутантный PCSK9 оставляет больше свободных рецепторов, и те эффективнее переносят холестерин внутрь клеток печени, где он утилизируется.

Кстати, «Detalimira.com», где опубликована информация, подготовленная по материалам «Nature News», подчеркивает, что речь идет именно о «плохом холестерине», о липопротеине низкой плотности. Есть еще «хороший холестерин», который снижает риск развития атеросклеротических бляшек. Кроме того, неправильно представлять холестерин как абсолютное зло: он используется в строительстве клеточных структур, для биосинтеза гормонов. Просто при атеросклерозе он оказывается в неправильном месте.

-------------------------------------

Потеплело — жди турбулентности

У глобального потепления может быть одно неожиданное и неприятное следствие — резкое увеличение вероятности попасть на самолете в турбулентные потоки.

Расчеты исследователей из Университета Восточной Англии и Университета Ридинга (оба — Великобритания) приводятся в журнале «Nature Climate Change». Ученых интересовало возникновение турбулентных потоков, которые не сопровождаются облачностью и потому наиболее опасны. Их нельзя заблаговременно выявить как наземными станциями, так и при помощи радаров на борту самолетов. Климатологи, смоделировав атмосферу над северной частью Атлантического океана, рассчитали, что уровень углекислого газа вырастет вдвое по сравнению с доисторической эпохой. В этом случае вероятность попасть в турбулентный поток станет выше примерно вдвое (увеличение от 40 % до 170 %), а сами потоки станут в среднем на треть более интенсивными.

Прогноз вполне реалистический, подтверждает «Detalimira.com». Ведь известно, что уровень углекислого газа в начале XIX века был около 270 объемных частей на миллион, в середине прошлого столетия он перешел отметку 300, а сейчас подбирается к 400. В геологическом масштабе Земля знала и выходы за отметку 1000 и более. Авторы нового исследования указывают, что смоделированный ими уровень будет достигнут уже к 2050 году.

-------------------------------------

Перелетная бабочка обходится без карты

Тайну навигации перелетных бабочек, пролетающих тысячи километров, раскрыли биологи из Германии, Дании и Канады. Как выяснилось, самой главной тайны и нет — у бабочек в нервной системе нет карты, есть лишь детектор положения в пространстве.

Ученые опубликовали в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» статью, в которой описан, в частности, эксперимент по перевозке бабочек на 2500 км к западу. Выпущенные насекомые летели на юго-запад так же, как если бы их выпустили в исходной точке, без поправки на смещение в сторону: они не умеют определять свое положение, но умеют определять свою ориентацию по сторонам света. Кроме того, исследователи проанализировали записи о наблюдениях за бабочками монархами за последние полстолетия и выяснили, что данные об обнаружении ранее помеченных насекомых хорошо согласуются с компьютерной моделью, предполагающей неумение пользоваться картой при умении обращаться с компасом.

Кроме того, живущим в Северной Америке бабочкам отчасти помогает сама география континента. Уходящие от зимы в центральной части США бабочки с запада ограничены Скалистыми горами, а на юге они упираются в Мексиканский залив. Эти две преграды направляют в сторону Мексики тех, кто сбивается с курса, а вблизи цели бабочки могут ориентироваться еще и по запаху. Для существ массой меньше одного грамма это все равно выдающий результат.

Некоторые эксперты, замечает «Detalimira.com», сомневаются, впрочем, в выводах коллектива под руководством Генрика Муритсена. Так, на страницах «Nature News» Карен Оберхаузер, эколог из университета Миннесоты, задается вопросом о корректности эксперимента с перевозкой бабочек в другое место. По ее словам, это совершенно нетипичная для бабочек ситуация и она ничего не говорит об использовании ими той или иной стратегии. Муритсен в ответ говорит о том, что предположение о встроенной в крошечную нервную систему карте еще более неправдоподобно, а другой нейробиолог и специалист по ориентации животных на местности Стивен Репперт предлагает просто подождать новых данных.

-------------------------------------

Чем плоха плохая погода?

Ученые пришли к выводу, что изменение климата имеет тенденцию усиливаться посредством эффектов обратной связи. Таяние морского льда обнажает темную воду, позволяя океану поглощать больше тепла. Потепление Арктики ускоряет выделение углекислого газа из вечной мерзлоты. И, как заметили исследователи на недавней конференции в Зеефельде (Австрия), экстремальные климатические явления — периоды сильной жары, засухи и бури — способны помешать росту растений, ослабив главный буфер на пути к увеличению атмосферной концентрации CO2.

«Периоды сильной жары и засухи, скорее всего, участятся в более теплом климате, и экосистемы каким-то образом на это ответят, — говорит Филипп Сье из Лаборатории наук о климате и окружающей среде в Жиф-сюр-Иветте (Франция). — А бури добавят проблеме масштаба».

Участники конференции продемонстрировали целый ряд инструментов для выявления того, как погодные экстремумы влияют на круговорот углерода в земной коре, в том числе числовые модели, измерения параметров потока CO2 и полевые эксперименты. Сегодняшняя задача, отмечает г-н Сье, заключается в прогнозировании того, как изменится частота экстремальных климатических явлений, и моделировании замысловатых физиологических реакций (многие из которых плохо изучены) растений и экосистем.

Наземные растения представляют собой гигантскую углеродную «воронку», ибо высасывают из воздуха углекислый газ, без которого не создашь ни листьев, ни древесины, ни корней. Мировой объем этой «трубы» варьируется от года к году, но в среднем она поглощает до четверти годовых выбросов CO2 в результате сжигания ископаемого топлива. И такие явления, как засухи, лесные пожары и бури, скорее всего, приведут к ярко выраженному сужению «воронки».

Воздействие климатических аномалий уже поддается обнаружению, говорится в сообщении «Compulenta.ru», подготовленном по материалам «Nature News». Спутниковые наблюдения и данные измерений CO2 с помощью приборов, установленных на метеорологических мачтах, говорят о том, что экстремальные явления уменьшили продуктивность растений в среднем на 4 % в южной Европе и на 1 % — в северной, рассказывает г-н Райхштайн. В результате годовое поглощение углерода снизилось на 150 млн. т — эквивалент более чем 15 % годовых рукотворных выбросов углекислого газа в Европе. Наиболее экстремальные явления способны превратить леса и луга из поглотителей углерода в его источники. В одном только 2003 году период рекордной жары в Европе привел к высвобождению такого количества CO2, которое в нормальных условиях запасается за четыре с лишним года.

-------------------------------------

С кем поведешься, от того и наберешься

Здоровые люди, общаясь во время социальной видеоигры с партнерами с психологическими расстройствами личности, могут перенимать их непредсказуемую модель поведения. К такому выводу пришли нейробиологи из Медицинского института Карилиона при Университете штата Вирджиния (США).

Ученые предложили 390 участникам эксперимента попарно сыграть в онлайновую финансово-стратегическую игру, в которой один партнер выступал в качестве инвестора, другой — в качестве получателя инвестиций и доверительного собственника.

Успешная игра требовала от каждого партнера, помимо навыков совместных действий, еще определенной доли стратегического мышления. Здоровые игроки были условно разделены на три категории: те, кто играл поверхностно и наобум; те, кто пытался сформировать у себя образ (точнее, модель поведения) своего партнера и действовать в соответствии с ним; и те, кто формировал у себя в голове образ партнера, а также пытался представить, как их партнеры воспринимают их самих. Наибольшего успеха добивались последние.

Однако когда здоровый участник игры оказывался в паре с человеком, страдающим от пограничного расстройства, первый очень скоро отказывался от каких-либо попыток сформировать у себя модель поведения второго, и, соответственно, степень продуманности его игрового поведения резко снижалась.

По словам руководителя исследований Реда Монтагью, которые приводит «Popmech.ru» в публикации, подготовленной по материалам «Medical Express», люди с пограничным расстройством характеризуются нестабильностью отношений с окружающими, и даже во время игры они склонны к тому, чтобы вносить разлад в устанавливающиеся партнерские взаимоотношения. «Здоровые люди начинали перенимать такое непредсказуемое поведение, часто даже не осознавая этого», — говорит Монтагью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter