Яркая реклама способна заставить вспомнить то, чего не было

То, что было  не со мной, помню?

Яркая реклама способна заставить людей вспоминать о вещах, которые с ними не происходили, утверждает «Journal of Consumer Research». Этот необычный эффект, несомненно, должен заинтересовать и рекламщиков, желающих сбыть продукт, и потребителей, которым стоит держать ухо востро.

Эксперимент провели Николь Монтгомери из колледжа Уильяма и Марии и Прияли Раджагопал из Южного методистского университета. Они попросили нескольких добровольцев прочитать очень красочную рекламу несуществующего сорта попкорна, якобы изготовленного под одним из известных брендов. Другой части испытуемых авторы эксперимента действительно давали попробовать на вкус «новый попкорн», помеченный вымышленным названием.

По информации «InsideScience», всего через неделю те, кто просто читал рекламное объявление, с той же вероятностью рассказывали о том, что пробовали этот продукт, как и те добровольцы, которые на самом деле его ели. Удивительно, насколько воспоминания людей могут быть неточными.

«Мы обнаружили, что если потребители ошибочно полагали, будто испытали этот раскрученный бренд, их оценка продукта была аналогична оценке продуктов, которые они на самом деле пробовали», — рассказывает Николь. Найденное явление исследовательницы назвали эффектом ложного опыта (false experience effect).

Проблеме ложных воспоминаний посвятила свои исследования и профессор психологии из Университета Калифорнии Элизабет Лофтус. Она попыталась выяснить, почему так много людей утверждали, что видели белый фургон там, где орудовал вашингтонский снайпер, хотя преступники на самом деле использовали темный «Chevrolet Caprice».

Лофтус пришла к выводу, что ложные воспоминания свойственны более 30 % людей. «Откуда взялся этот белый фургон? — спрашивает она. — Кто-то сказал, что видел его, об этом раструбили СМИ, и вот уже вся страна ищет белый фургон, которого, возможно, и вовсе не существовало».

Профессор Лофтус провела эксперимент, в ходе которого добровольцев спрашивали, встречали ли они, будучи детьми, в Диснейленде героя мультфильмов — кролика Bugs Bunny. 36 % опрошенных сказали, что да, встречали и обменялись с кроликом рукопожатием. Однако Bugs Bunny в Диснейленде никогда не было, поскольку он — детище компании «Warner Bros».

Исследовательница обращает на ложные воспоминания внимание правоохранительных органов: если в ходе допроса следователь давит на подозреваемого: «Свидетели утверждают, что видели вас на месте преступления», человек может признаться в том, чего он не делал.

Кстати, как сообщается в «Science», группа исследователей Массачусетского технологического института под руководством биолога Сусуму Тонегавы, нобелевского лауреата 1987 года, обнаружила область головного мозга, отвечающую за формирование эффекта дежавю.

Существует множество процессов, связанных с памятью, которые можно по-разному классифицировать, а также соотносить их с определенными областями мозга. Основной зоной головного мозга, отвечающей за реализацию функций памяти, является гиппокамп.

А исследователи из группы Тонегавы обнаружили, что существует участок, ответственный за сохранение и «проигрывание» отдельных эпизодов, состоящих из набора разных ощущений. Этой частью мозга является небольшая область гиппокампа — так называемая зубчатая извилина. Раньше ученые только догадывались о специфической функции зубчатой извилины. А теперь благодаря новым экспериментам эта идея подтвердилась полностью.

Для этого ученые провели опыты и вывели мутантных мышей, у которых из-за отсутствия определенного гена некоторые клетки зубчатой извилины оказались измененными. Во время испытаний мышам нужно было совершать определенные действия в ситуациях, вызывавших страх.

С этими заданиями мыши справлялись успешно, но проблематичными оказывались те случаи, в которых мышам было нужно совершить действия, когда события происходили в похожих условиях. Мыши-мутанты не могли провести различие между такими контекстами, поэтому Тонегава пришел к выводу, что зубчатая извилина обеспечивает как воспоминание об определенных условиях, так и умение отличать одно из них от другого.

Как утверждает ученый, дисфункция такого рода приводит, в частности, к дежавю. По его словам, этот феномен как раз и происходит в результате «борьбы», начинающейся, когда необходимо отличить две чрезвычайно схожие ситуации.

Также Тонегава заметил, что с возрастом феномен дежавю у людей случается чаще, что связано со старением и гибелью клеток зубчатой извилины. Будучи уже пожилым человеком, нейробиолог признался, что подобное случается и с ним.

«Я много путешествую, и когда я оказываюсь в совершенно новых аэропортах, одна часть мозга говорит мне, что я тут уже бывал. Впрочем, остальная его часть знает лучше, что к чему», — так Тонегава проиллюстрировал свое открытие.

----------------------------------------

Гуляют сами по себе. Но где именно?

Что делают дикие, а также свободно выгуливаемые домашние кошки, когда их никто не видит? Детальную информацию об их путешествиях собрали ученые из Университета Иллинойса, пишется в статье, опубликованной в «The Journal of Wildlife Management».

Первоначально они отслеживали путешествия 42 мурлык. В финальном исследовании приняли участие три домашних кота и восемь домашних кошек, которых хозяева безнадзорно выпускали гулять на улицу, а еще шесть бездомных котов и десять бездомных кошек.

При помощи электронных ошейников ученые в течение двух с лишним лет наносили на карту координаты ежедневных перемещений своих подопечных. Как можно было предположить заранее, бездомные кошки обходили в среднем значительно большую территорию, чем выпускаемые хозяевами домашние. Но конкретные значения личных достижений удивили ученых. Так, один из «независимых» котов посчитал своими охотничьими угодьями территорию в 547 гектаров! В то же время средний диапазон прогулок домашних животных составил менее двух гектаров.

Различия между картами прогулок у диких и домашних котов и кошек легко объяснимы: первым приходится самим искать пропитание. Это отражается и в уровне активности животных. Сенсоры показали, что домашние кошки спят или проявляют минимум активности в среднем 97 % времени и только 3 % времени бегают. Бездомные кошки проявляли высокую активность в 14 % времени.

Расхождения обнаружились и в типах территорий, которые кошки пожелали обследовать. Домашние питомцы выбирали участки, кажется, наугад. При этом у них не было каких-то предпочтений зимой и летом. Их бездомные сородичи проявили сезонные пристрастия. Зимой они оставались в среднем куда ближе к домам, нежели летом, и круглый год солидную долю времени проводили в лугах.

Мозг, он и «размазанный» по стеклу — мозг

Ученые из США создали в обычном лабораторном сосуде миниатюрный мозг, состоящий из 60 нейронов крыс. Опыты показали, что сеть из нервных клеток способна в течение длительного отрезка времени обрабатывать полученную информацию.

Исследователи из Университета Питтсбурга поместили на кремниевый диск слой белков, стимулирующих рост нанесенных поверх них эмбриональных клеток гиппокампа.

Через некоторое время подросшие нейроны самоорганизовались в своеобразный микромозг.

Биологи с помощью химических веществ подавили естественное затухание импульсов в сети клеток и послали в дебри нейронов электрический сигнал. В результате он «жил» вовсе не четверть секунды (наблюдается в естественных условиях), а целых 12 секунд. Это достижение позволит лучше понять, как нейроны обрабатывают поступающие сигналы и пересылают их друг другу.

Процесс, описанный в статье в журнале «Lab on a Chip», схож с механизмом кратковременной памяти, работающей в реальном мозге.

Нынешнее достижение закладывает базу для будущих исследований в этой области нейрофизиологии: в частности, ученые планируют выяснить, как мозгу удается работать столь эффективно.

----------------------------------------

Так кто же хранит очаг, если честно?

Принадлежность индивидуума к той или иной местности можно определить по соотношению в эмали зубов изотопов стронция 87Sr и 86Sr, так как они переходят из почвы в растения, а затем к животным и человеку.

Международная группа археологов исследовала географическое расположение останков ранних гоминидов и обнаружила, что, по крайней мере, у Australopithecus africanus и Paranthropus robustus женщины уходили от своих родных мест гораздо дальше сильного пола, сообщается в статье, вышедшей в журнале «Nature». Ученые сделали такой вывод на основании исследования зубов: более половины женских были найдены вдали от стоянок, в то время как среди мужских таких было лишь около 10 %. То есть по всему выходит, что хранительницы очага эти самые очаги находили поодаль от дома, все чаще покидая родные места с какими-то целями.

Похожее поведение, когда самцы остаются в родных стаях, а самки перемещаются сами и переносят свои гены в другие «поселения», существует у шимпанзе, бонобо и даже у некоторых современных групп людей. Таким образом, нынешнее исследование несколько проясняет социальные отношения древних гоминидов, а значит, отчасти и первых людей.

PhysOrg.com напоминает, что A. africanus могли быть прямыми предками современных людей, в то время как P. robustus и их близкие родственники P. boisei являлись вымершими ветвями древа гоминидов.