Почему лисицы чаще нападают на свою жертву с юго-запада?

Зачем лисе компас?

Немецкие и чешские зоологи обнаружили странную особенность: лисицы чаще нападают на свою жертву с юго-запада. И такая тактика оказывается успешнее прочих. То есть выходит, что длиннохвостые хищники ориентируются не только на слух, но и по магнитному полю Земли.

Группа профессора Гинека Бурды из университета Дуйсбурга-Эссена отправилась на поиски «подходящих» лисиц в Чехию. В результате ученые увидели, как напрыгивают на своих жертв 84 обыкновенные лисицы (Vulpes vulpes) в 65 регионах страны.

Рыжий хищник питается многими млекопитающими и растениями, не брезгует насекомыми, трупами и объедками с чужого стола. Но при охоте на мелких животных лисицы почти всегда используют одну и ту же тактику, именуемую биологами мышкованием.

Лисицы подпрыгивают высоко в воздух и обрушиваются на ничего не подозревающую жертву практически с небес. Удивительно, но даже в столь простом маневре ученые разглядели направленность. За два года зоологи поймали в кадр 592 подобных прыжка, при этом они каждый раз записывали время суток и состояние погоды.

Бурда считает, что лисица может воспринимать магнитный север как темное или светлое пятно. «Направляя» пятно на жертву, она узнает, что до нее осталось определенное расстояние.

Подведение итогов выявило закономерность: независимо от места жительства рыжего хищника и времени охоты прыжок осуществлялся в направлении северо-востока.

«Такое предпочтение нельзя объяснить такими факторами, как положение Солнца или направление ветра. Мы считаем, что лисицы используют магнитное поле для лучшего наведения на цель и повышения эффективности охоты, если животное не видит добычу за листвой или снежным покровом», — пишут ученые.

Исследователи делают вывод, что лисицы, чтобы не промахнуться, комбинируют «внутренний компас» и слух. Выводы ученых опубликовал журнал «Biology Letters».

----------------------------------

Обманываться рады?

Даже тогда, когда человек знает, что ему вместо таблетки с лекарством дают пустышку, он начинает выздоравливать. К такому неожиданному выводу пришли американские медики.

Тед Каптчук и его коллеги из медицинской школы Гарварда, сообщает журнал «PLoS One», попросили 37 добровольцев, страдающих синдромом раздраженного кишечника, дважды в день принимать таблетку, которая не могла оказать никакого эффекта на организм.

Пациентам было сказано, что пустышки могут помочь им только посредством эффекта плацебо, что в них нет никаких активных ингредиентов, но организм может среагировать на них, как собака Павлова на звук колокольчика. В это же время контрольная группа больных (около 40 человек) не принимала ничего.

Через три недели в контрольной группе об уменьшении проявления симптомов болезни (хроническая боль и дискомфорт) рассказали 35 % больных, а в группе плацебо «поправились» 59 % участников.

Впрочем, некоторые медики полагают, что, несмотря на практически вдвое большее количество «выздоровевших», эффект все еще очень мал. Кроме того, ясно, что эффект плацебо, даже будучи раскрытым, может сработать лишь в том случае, когда человек самостоятельно определяет симптомы, например, в случае депрессии или болей в нижней части спины. Опухоль или бактериальную инфекцию простой ритуал приема лекарств не вылечит.

«Моя гипотеза такова: позитивное воздействие на пациента оказывают сами отношения больного и доктора. Принимая таблетки дважды в день, человек напоминает себе, что о нем кто-то заботится», — считает Каптчук. Может, поэтому в контрольной группе также наблюдался рост «поправившихся», ведь о ней, по идее, тоже заботились.

Искусственные, а туда же

Ученые из Принстона сконструировали несколько не существовавших в природе генов, которые кодировали белки, не встречающиеся в живых существах. Эти гены удалось заставить заработать в живых бактериях, причем взамен удаленных из микроорганизмов критически важных генетических фрагментов.

В своей работе исследователи воспользовались компьютером, чтобы сконструировать более миллиона ранее не существовавших, но при этом стабильных белков. Далее для них спроектировали искусственные гены, которые успешно были синтезированы в пробирке.

Следующим шагом стала проверка функциональности протеинов. Для этого ученые создали несколько штаммов бактерий, у которых удалили по одному жизненно важному гену, в том числе те, что отвечали за выживание в тяжелых условиях (при нехватке пищи). На место удаленных кусочков кода бактериям пересадили гены из синтетической библиотеки. После этого авторам опыта оставалось только пронаблюдать, какие последовательности и как сработают.

В статье в «PLoS One» авторы эксперимента сообщают, что в колониях бактерий, которые с частично искусственным кодом не просто выжили, а стали расти и размножаться, сконструированные с нуля гены обеспечили нормальные биологические функции. Впоследствии в одном из штаммов ученые удалили и вовсе четыре гена, которые удалось успешно заменить четырьмя генами из новой библиотеки. Эта замена составила 0,1 % от всего генома кишечной палочки.

Данная работа стала еще одним прорывом синтетической биологии. Ее самое яркое достижение — создание искусственной формы жизни, о чем уже сообщалось ранее. Генетический код этой клетки, напомним, был разработан по образу кода существующего организма, но собран из простых химикатов с нуля. А вот теперь ученые показали, что ассортимент кодов, внедряемых в модифицируемые или заново конструируемые организмы, может и не ограничиваться генами, кодирующими только существующие в природе белки.

Таки раскусили того Альцгеймера

Диагностирование болезни Альцгеймера — задача не менее сложная, чем ее лечение. Все существующие тесты дорогостоящие, инвазивные либо используются после смерти пациента. Американские ученые придумали, как обнаружить болезнь по образцу крови. И пока методика дает наилучший результат.

Группа профессора Томаса Кодадека из исследовательского института Скриппса предположила, что болезнь Альцгеймера приводит к появлению в организме специфических антител. Их решено было ловить на пептоиды. Эти вещества связывают антитела, являясь своеобразным сигнальным флажком для каждого из них.

Поначалу, сообщается в статье, вышедшей в журнале «Cell», исследователи протестировали методику на мышах. У животных, больных рассеянным склерозом, подборка из 4600 пептоидов помогла выявить в сыворотке крови три специфических антитела. Затем ученые взяли образцы крови у шести человек, страдающих болезнью Альцгеймера, шести с болезнью Паркинсона и шести здоровых добровольцев того же возраста.

Библиотека из 15 тысяч пептоидов выявила повышенное содержание двух антител (по сравнению с контрольными группами). Чуть позже тестирование еще 16 добровольцев с болезнью Альцгеймера показало, что и у них специфических антител больше нормы (точность теста составила 93 %).

Ученые надеются, что их разработка станет первичным тестом на развитие болезни, результаты которого проторят дорогу более сложным исследованиям. Его можно будет использовать и для испытаний препаратов, претендующих на лечение болезни Альцгеймера.

Очки фокусируются сами

Очки «emPower!» способны автоматически либо по желанию владельца переводить фокус с дальней обстановки на ближнюю. Новинка призвана заменить традиционные бифокальные очки с составными линзами, правда, стоит она немало — до 1200 долларов.

В основе устройства, показанного недавно американской компанией «PixelOptics», лежат композитные линзы, состоящие, упрощенно говоря, из двух слоев стекла с набором жидких кристаллов между ними. Поворот кристаллов служит не для затемнения очков, а для изменения длины оптического пути через стекла.

Эта технология, около пяти лет назад разработанная и испытанная в Аризонском университете, позднее была куплена и развита «PixelOptics», а теперь доведена до конвейера.

Электроника, управляющая переключением фокуса, спрятана в дужках. Касаясь их рукой, человек может произвольно менять настройку линз. Но, кроме того, очки работают и в автоматическом режиме. В дужках спрятан акселерометр, который определяет наклон головы владельца. Предполагается, что если он держит ее прямо, то смотрит вдаль, а если наклоняет вниз, то читает или разглядывает какие-то ближние предметы.

Дактилоскопия — на расстоянии

Американцы представили устройство, считывающее отпечаток пальца человека на расстоянии двух метров. Для идентификации личности программе нужно около четырех секунд.

Прототип аппарата «AIRprint» разработала компания «Advanced Optical Systems». Небольшое устройство снабжено источником поляризованного света и двумя камерами, улавливающими свет различной поляризации.

Бороздки на пальце отражают горизонтально поляризованный свет, а канавки — вертикально поляризованный. Возвращающееся отражение руки обрабатывается компьютерной программой, которая строит отпечаток пальца и сравнивает его с базой данных.

Пока устройство может строить изображение лишь одного пальца, но разработчики обещают вскоре охватить всю пятерню. Еще один недостаток, который, впрочем, тоже вскоре должен быть исправлен, — рука должна находиться на определенном расстоянии от устройства, то есть человеку нужно стоять неподвижно.

Детищем «Advanced Optical» уже заинтересовались некоторые спецслужбы, а также обычные организации, желающие ускорить процесс авторизации.