У орангутангов выработался богатый жестовый словарь

Мы что, какой-то пузырь не проскочим?

Через столетие или несколько больше Солнечная система погрузится в чрезвычайно разреженное, но очень горячее (миллион кельвинов) облако останков древней сверхновой. Так считает международная группа ученых из Польши и США, выпустившая анализ колоссальной аномалии в небе, открытой в прошлом году.

Речь об огромной закольцованной ленте, опоясывающей небесную сферу и интенсивно излучающей энергичные нейтральные атомы (ЭНА). Ее обнаружил спутник IBEX.

Происхождение ленты — тайна. Сначала исследователи думали, что это результат взаимодействия между солнечным ветром и частицами в межзвездной среде, потом поняли, что необходимо учесть и воздействие межзвездного магнитного поля. Но мозаика не складывалась. Теперь появилось новое объяснение.

Мощные потоки ЭНА рождаются там, где сталкиваются нейтральные атомы водорода из местного межзвездного облака и высокоэнергетические протоны из облака останков сверхновой. Его назвали местным пузырем. Поскольку два приблизительно сферических объекта при пересечении дают окружность — мы и видим ленту.

Если эта версия верна, получается, что IBEX впервые увидел в ЭНА объект за пределами гелиосферы. И Солнце движется как раз к локальному пузырю. Расстояние от нашего светила до ленты оценено в 500—2000 астрономических единиц. А учитывая проекцию скорости на направление к центру ленты, получается, что Солнечная система погрузится в местный пузырь через 130—540 лет.

Драматичных перемен на самой Земле не последует: мы защищены, хотя о деталях еще предстоит подумать. Но уже ясно, что вырастет уровень опасных космических лучей в межпланетном пространстве. А это осложнит дальние полеты людей будущего.

Кое-что о пользе морепродуктов

Резкий прыжок в величине и развитии головного мозга, следовательно и познавательных способностей гоминидов, произошел после освоения ими морского и речного рациона. Сенсационное открытие совершила группа ученых из пяти стран, чье исследование описано в статье в PNAS.

Кости водных животных (рыб, крокодилов и черепах), оставшиеся от древней трапезы, вместе с каменными инструментами, обнаружены в районе кенийского озера Туркана. Возраст инструментов определен как 1,95 миллиона лет, и относятся они к олдувайской культуре.

Следы обеда были оставлены либо Homo habilis, либо Homo rudolfiensis, либо Paranthropus boisei. Ранее считалось, что в ту эпоху люди употребляли в пищу лишь сухопутных животных, наряду с растительной едой. Между тем один из упомянутых выше видов (вероятнее, H. habilis) позже трансформировался в значительно более интеллектуального Homo ergaster и далее в Homo erectus — прямого предка Homo sapiens.

Любопытно, что ранее самый древний морской обед был датирован 164 тысячами лет и относился к человеку разумному. Тогда специалисты предположили, что расширение рациона сапиенсов за счет мидий, китов и других морских существ стало ключом к выживанию нашего вида.

Теперь получается, что похожий шаг гораздо более далеких наших предшественников позволил эволюции людей совершить мощный скачок. И разгадка его, по мнению исследователей, кроется в новой диете, очень богатой жирными кислотами, важными для развития мозга и его энергообеспечения.

Правда, люди того периода вряд ли располагали средствами для массовой охоты на плавающих созданий, как и должной организацией подобного процесса, а потому, скорее всего, подбирали падаль, выброшенную на берег волнами или оставшуюся после отлива.

--------------------------------------

Если не на Титане, то где?

Необычное распределение веществ в атмосфере спутника Сатурна и на его поверхности подкрепляет версию о существовании там микроорганизмов. И хотя у найденных аномалий вполне может найтись и абиогенное объяснение, бактерии Титана — один из вероятных кандидатов в виновники наблюдаемых чудес.

Еще пять лет назад ученые предположили, что на Титане может существовать необычная форма жизни — организмы, производящие метан. Дышать такие существа должны водородом, а в пищу употреблять ацетилен. Присутствие таких бактерий приводило бы к различию в концентрации водорода в толще атмосферы Титана и близ его поверхности. То же верно и в отношении ацетилена: на поверхности его практически не должно быть, если микробы его постоянно съедают.

Именно такой результат и принес анализ данных со спектрометров Cassini. Никаких признаков ацетилена внизу не найдено, хотя ультрафиолет должен постоянно производить его в атмосфере спутника из имеющихся там веществ. Аналогично обстоит дело с водородом. Ультрафиолет в верхней атмосфере разлагает метан и ацетилен, так что водород на грунт Титана поступает не меньшим потоком, чем убегает в космос. Но на самой поверх-ности водород исчезает.

Возможное абиогенное объяснение: синтез метана из водорода и ацетилена на поверхности луны. Но в силу низкой температуры на Титане такие реакции могут быть запущены только в присутствии мощного катализатора, например неких неизвестных еще минералов, сообщают исследователи в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения. И хотя научная этика заставляет выдвигать биологическую версию в последнюю очередь, открытие ранее предсказанных аномалий для сторонников внеземной жизни — оптимистичный сигнал.

Титан — настоящая кладовая органики. Вот еще одно подтверждение: на поверхности не найден водяной лед, хотя он там должен быть. Объяснение: из атмосферы постоянно выпадает столь много органических соединений, что они укрывают лед слоем от нескольких миллиметров до сантиметров (это на суше, а глубина озер еще точно неизвестна). В частности, приборы обнаружили на поверхности Титана бензол и еще один сложный углеводород, пока неопознанный.

Чудо-юдо рыба лосось

Трансгенный лосось, который не только аномально быстро взрослеет, но и оказывается крупнее собратьев, выращен специалистами американской компании «Aqua Bounty». Разработка уже получила предварительное одобрение регулирующих органов США.

Чудо-рыбу удалось вывести посредством манипуляций с гормоном роста, кроме того, «рыбе Франкенштейна» добавили гены американской бельдюги и чавычи для дополнительной стимуляции развития.

В результате уже через год после вылупления из икринки среднестатис-тический трансгенный лосось весит 1,34 килограмма против 663 граммов обычного атлантического лосося. Товарного размера «рыба Франкенштейна» достигает уже к 18—24 месяцам, тогда как немодифицированным особям для этого требуется, как минимум, 30.

Представители «Aqua Bounty» надеются, что ветеринарные власти США дадут разрешение на использование икры ГМ-лосося для размножения уже в текущем году. Если их маневр пройдет успешно, то простой потребитель имеет все шансы встретиться с трансгенным лососем на прилавках уже в 2012 году.

Наиболее интересный момент здесь такой: если в супермаркетах генетически модифицированную рыбу будут обязаны помечать специальным значком, то в ресторанном меню никаких отметок законом пока не предусмотрено и посетители могут и не подозревать, что за рыбка находится у них на блюде.

У кого раны заживают быстрее?

Спокойные и расслабленные люди исцеляются почти вдвое быстрее, чем те, кто напряжен. Теперь эту известную в народе истину экспериментально доказали ученые из института психиатрии при королевском колледже Лондона.

Сначала специалисты оценили уровень стресса у здоровых добровольцев при помощи стандартной анкеты, после чего нанесли испытуемым с их согласия небольшие проникающие раны, по параметрам подобные тем, что остаются после процедуры биопсии.

Наблюдение за этими ранами вели на протяжении трех недель. Ультразвуковое исследование позволяло ученым точно оценивать, как изменяется со временем форма повреждения. Оказалось, что концентрация кортизола («гормона стресса») в организме участников отражала точную разницу в скорости заживления ран.

Раны заживали примерно в два раза быстрее у тех людей, чей уровень стресса был наименьшим. Проанализировав затем данные 22 других исследований, ученые проследили аналогичную динамику.

Авторы открытия заявили о том, что полученные данные можно будет использовать для ускорения процесса заживления ран.

--------------------------------------------

Поговорим, брат орангутанг?

В ходе эволюции у орангутангов выработался богатый жестовый словарь, который не сильно отличается от одной группы к другой и может претендовать на «международный язык общения» этих удивительных созданий. Таков вывод британских ученых из университета Сент-Эндрю.

Смышленые орангутанги могут разгадывать шарады и понимают ценность денег. Однако среди приматов они известны наименее развитыми вокальными способностями, то есть сравнительно бедными звуковыми сигналами. Но это не мешает большим обезьянам интенсивно общаться друг с другом.

Чтобы разобраться в деталях, ученые из Шотландии провели наблюдения в течение девяти месяцев в трех европейских зоопарках. Биологи выявили у орангутангов (исследовались 28 особей) 64 разных жеста, причем 40 из них повторялись достаточно часто, чтобы можно было точно узнать их значение, одинаково понимаемое всеми подопытными животными.

Исследователи составили первый обезьяний словарь. В нем есть такие жесты, как сальто, разворот назад, укус воздуха, подергивание за волосы, размещение объектов на голове («я хочу поиграть», — это едва не самое распространенное высказывание в языке орангутангов). А чтобы показать, что нужно идти за ней, обезьяна обнимет визави и легко потянет в сторону. Самое поразительное, что некоторые жесты схожи с жестами людей. Так, чтобы подать сигнал «стоп», орангутанг слегка нажимает на руку «собеседника», делающего, по мнению первой обезьяны, что-то неправильно. Точно так же нередко поступают не умеющие говорить дети. А это намек на очень древние корни человеческих жестов и шире — языка.

Ученые говорят, что обезьяны довольно упорно повторяют жест, если их визави не отвечает на него определенным действием, то есть явно говорящие на языке тела вкладывают в свое преднамеренное сообщение вполне определенный смысл. В сочетании с высокой частотой использования это говорит о формировании своего рода языка.