Японцы выяснили, что молнии способствуют росту грибов

Грибы «заряжаются» от молний

Действительно ли молнии способствуют увеличению урожая грибов, проверили ученые из университета Ивате. Четырехлетнее исследование десяти видов принесло интересные результаты.

Обычная молния несет в себе миллиарды вольт. При прямом попадании грибы, конечно же, сгорают. Однако электрический заряд, распространяющийся через почву, как ни странно, подстегивает размножение грибов. Японские ученые соорудили небольшие садики (высеяли споры на бревна) и подвергли их воздействию искусственных молний. Оказалось, что наиболее благоприятно грибы переносят разряды в 50—100 тысяч вольт, длящиеся не более одной десятимиллионной доли секунды.

«Мы обнаружили, что у 8 из 10 видов грибов необычная методика дает лучший результат, чем традиционные методы выращивания», — говорит Коити Такаки, один из авторов работы. Увеличение урожайности вдвое показали грибы шиитаке, а «выход» намеко увеличился на 80 %.

Японские исследователи выяснили, что грибы поначалу реагируют на искусственные молнии понижением выработки белков и ферментов, а потом внезапным увеличением. Причину такой реакции на разряд еще предстоит выяснить. Но логично предположить, что, вызывая своеобразный репродуктивный взрыв, грибы защищаются от возникающей опасности. «Для них разряд молнии — серьезная угроза, которая может легко их уничтожить. Поэтому они должны успеть регенерироваться до того, как их, возможно, поджарят. Почувствовав приближение опасности, грибы ускоряют свое развитие», — полагает еще один исследователь Юити Сакамото.

Сейчас команда Такаки тестирует технологию на японской редьке и заодно разрабатывает безопасный вариант коммерческого «молниеносного устройства». Известно также, что другие научные группы занимаются проверкой урожайности «облученных» семян рапса, бобов и некоторых видов лилий.

Деньги — не дребеденьги

Ученые уже давно опровергли представление о том, что деньги не могут принести счастье. На этот раз Кэтлин Вохс и ее коллеги из университета Миннесоты выяснили, что деньги также могут ослабить боль.

Исследователи провели следующий эксперимент: предложили студентам пересчитать 80 стодолларовых банкнот или же 80 пустых листков, после чего ненадолго опустить пальцы в горячую воду (50 °C) и классифицировать свои болевые ощущения. Затем похожим образом был измерен обезболивающий эффект денег в случае эмоциональной боли: в компьютерной игре персонажа участника исследования игнорировали двое других игроков.

«В обоих экспериментах люди, которые пересчитывали большие деньги, испытывали меньшую боль от происходящего», — рассказывает Кэтлин в пресс-релизе университета. Получается, какой бы природы ни были неприятные ощущения, их можно ослабить одними лишь мыслями или упоминанием о наличности.

Объяснение, скорее всего, простое: деньги улучшают настроение людей, увеличивают их самооценку и самоуверенность. Исследователи точно установили: пересчитывавшие наличность чувствовали, что им проще справиться с любым последующим негативным опытом.

И наоборот, отсутствие, пусть и виртуальных, денег делало людей более уязвимыми, неспособными бороться с ударами судьбы. В реальных условиях современного мира это может означать, что люди из бедных стран чувствуют себя хуже как с физической, так и с эмоциональной точки зрения.

Чужой пример другим наука

Одни только изображения нездоровых и явно больных людей повышают иммунитет человека, выяснил Марк Шаллер и его коллеги из университета Британской Колумбии.

В ходе эксперимента исследователи попросили две группы участников, в общей сложности 19 женщин и 9 мужчин, просмотреть разные 10-минутные слайд-шоу. Сначала это были нейтральные фотографии, спустя несколько дней первой группе показали изображения больных ветряной оспой, чихающих и кашляющих личностей, а второй — людей, угрожающих оружием.

За полчаса до и сразу после каждого просмотра у испытуемых брали анализы крови. Любопытно то, что более неприятными, пугающими участниками исследования были признаны фотографии «оруженосцев». Однако организм показал другой результат.

Ученые инфицировали образцы крови бактериями и измерили уровень выделяемого белка интерлейкина-6 (IL-6). Это вещество характеризует иммунный ответ, формируемый лейкоцитами. Оказалось, что у людей, которым с экранов угрожали оружием, уровень IL-6 повысился в среднем на 6 %, в то время как тем, кто просматривал фото больных, «привалило» целых 23 %.

Биологи точно не знают, отчего так происходит, но полагают, что дело в эволюционном преимуществе такой предупредительной акции, повышающей шансы на выживание. «Если вы видите группу больных людей, это означает, что и вы можете заразиться. А потому лучше заранее потратить часть жизненных ресурсов на защиту от возможной напасти», — поясняет Марк.

Статья авторов готовится к публикации в журнале «Psychological Science». Кстати, животные обычно очень хорошо чувствуют запах болезни, учеными даже были обнаружены соответствующие рецепторы. Кроме того, биологами были описаны запахи страха, опасности и даже смерти.

--------------------------------------

Выпили, почитали, а поговорить?

Светодиодная этикетка на новой бутылке сорокаградусной способна запоминать и показывать шесть разных сообщений по 255 знаков каждое. Их предлагает записывать на бутылках голландская водочная компания «Medea».

Подобно давнему и довольно таинственному концепту винной бутылки с экраном, сосуд от «Medea» предлагает дегустаторам прочесть какое-нибудь полезное или не очень сообщение. Прелесть в том, что запрограммировать его может сам покупатель бутылки.

По углам светодиодного экрана новинки расположены четыре кнопки, посредством которых можно занести в «водочную память» до шести сообщений, последовательно выбирая буквы из проходящего списка.

После программирования нажатие кнопки ON включает показ сообщения бегущей строкой на три минуты, после чего бутылка автоматически отключается для экономии встроенной батареи. А всего та способна обеспечить 40 часов непрерывного показа, или год в режиме ожидания.

Идеальная веревка от математиков

Математики из технологического университета Дании показали, что веревку, наиболее удобную для подъема груза, вполне можно создать, если в первую очередь обратить внимание не на состав материала, а на геометрические свойства ее структуры.

Ученым удалось установить: в зависимости от числа нитей, составляющих веревку, и их толщины на кусок веревки определенной длины может приходиться не больше фиксированного числа оборотов нитей. Это максимальное значение авторы окрестили «конфигурацией с нулевым кручением».

Название основывается на факте, что если число оборотов у веревки меньше, то подвешенный вертикально на ней груз будет постепенно вращаться вокруг оси. В конфигурации с нулевым кручением же такого не происходит. Также при оптимальном числе оборотов веревка почти не меняет длину под действием натяжения.

Проведенный математиками анализ показал, что сама конфигурация определяется только одним параметром — углом наклона оси нити к плоскости, перпендикулярной продольной оси. Для веревки из трех нитей этот угол составит 42,8 градуса, а если нитей четыре, то 43,8. При устремлении же количества нитей к бесконечности угол стремится к 45 градусам.

--------------------------------------

Электричество из водоросли без посредников

«Мы считаем, что первыми извлекли электроны из живой растительной клетки», — заявил один из авторов эксперимента Вон Хеун Рю из Стэнфорда.

Стэнфордские специалисты изготовили очень тонкий золотой наноэлектрод. Они аккуратно внедрили его в одноклеточную зеленую водоросль chlamydomonas reinhardtii, нацеливая в хлоропласты. Клетка осталась жива.

Авторы опыта показали, что могут перехватывать возбужденные светом электроны до того момента, как те будут использованы в процессах синтеза сахаров и полисахаридов. Ток от единственной клетки достигал 1,2 пикоампера.

Человек давно извлекает накапливаемую фотосинтезирующими организмами энергию, банально сжигая дрова, а в последние годы появились более рациональные технологии вроде синтезаторов топлива, работающих на водорослях.

Но Рю и его коллеги считают, что «прямое биоэлектричество» — намного более эффективный путь сбора энергии от зеленых растений, чем сжигание топлива, к тому же не ведущий к выбросу углекислого газа. Они говорят, что КПД их живой фотоэлектрической системы с перехватом достиг 20 %, а теоретически может быть доведен почти до 100 %.

Правда, пока пронзенная клетка умирает через час, вероятно, из-за поврежденной мембраны и также из-за нехватки энергии, которую люди откачивают вовне. Группа экспериментаторов работает над изменением электрода, чтобы попытаться продлить жизнь водоросли. Детали работы изложены в статье в «Nano Letters».