Ученые выяснили, что обезьяны совершенствуют свои приспособления для охоты

И человек с этого начинал?

Обезьяны, для того чтобы добыть больше лакомых термитов, совершенствуют свои приспособления для охоты, выяснили зоологи из Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Крикетте Санц и ее коллеги долгое время наблюдали за шимпанзе, обитающими на территории Республики Конго. Они обнаружили, что обезьяны особым образом расщепляют концы палочек, которыми охотятся на термитов в их гнездах. Такое нехитрое приспособление позволяет ловить эффективнее насекомых (их больше застревает между расщепленными волокнами). «Шимпанзе понимают функцию палочек и знают, как можно увеличить количество пойманных термитов. Они придумали, как усовершенствовать свои охотничьи инструменты», — говорит Санц.

Ученые и раньше видели в руках шимпанзе похожие предметы, но не могли понять, сделаны ли они специально или же растрепались из-за частого использования. Теперь это известно наверняка.

На данный момент подобное поведение было обнаружено лишь у шимпанзе, обитающих на территории так называемого Гуалугского треугольника, и не наблюдается у приматов Восточной и Западной Африки, стало быть, это неврожденный навык.

Из физкультурников — в мыслители

Ученые из университетов Иллинойса и Питсбурга выяснили, что пожилые люди могут побороться за свое будущее, стимулировать рост структур головного мозга, а значит, и улучшать определенные виды памяти, причем вполне тривиальным способом.

Многочисленными исследованиями доказано, что чем больше размеры гиппокампа, тем лучше у человека развита пространственная память. Именно этот парный отдел мозга ответственен за ориентирование в пространстве. Кроме того, известно, что если его удалить, человек утрачивает возможность запомнить то, что происходит сейчас (следы долговременной памяти остаются).

Были проведены исследования, которые показали, что у опытных таксистов Лондона размеры гиппокампа больше, чем у обычных людей, и что у студентов во время подготовки к сдаче самых важных экзаменов этот отдел мозга увеличивается в объеме. Известно также, что по мере старения человека гиппокамп уменьшается, появляются значительные ухудшения в работе памяти и познавательных способностей. Конечно, скорость, с которой это происходит, у всех людей разная, но с уверенностью можно сказать, что все старики проходят через это.

Американские ученые также знали, что размер гиппокампа у мышей можно увеличить, заставляя их проделывать различные упражнения. И они задались вопросом: а что же у человека? Чтобы найти ответ, они решили исследовать 165 пожилых людей (109 из которых были женщины) в возрасте от 59 до 81 года.

С помощью магнитно-резонанс­ного исследования они провели объемный анализ правой и левой половин гиппокампа. Также они попросили людей пройти тестирование, позволяющее сделать заключение об их способностях. Выяснилось, что пожилые люди, которые ведут активный образ жизни с большим количеством аэробных нагрузок, на 40 процентов лучше ориентируются в пространстве, что также соотносится с размерами их гиппокампа.

-----------------------------------

Охотник за землями вышел на орбиту

Стартовал в космос американский телескоп «Кеплер», построенный специально для поиска экстрасолнечных планет земного типа, в том числе расположенных в пригодных для жизни зонах у своих звезд.

Аппарат, вышедший на орбиту вокруг Солнца, будет искать далекие планеты по транзиту — прохождению их по диску своей звезды. При этом телескоп легко почувствует ослабление ее блеска всего на одну десятитысячную долю. Именно настолько снижает световой поток при транзите землеподобная планета, расположенная у звезды, схожей с Солнцем. Точность же измерения яркости светила у этого аппарата в пять раз лучше данного критического порога — благодаря прецизионному фотометру и 0,95-метровому главному зеркалу.

Поскольку метод требует, чтобы орбита планеты была видна нам примерно с ребра, найти искомые миры будет непросто, даже если они широко распространены. Но миссия «Kepler» предусматривает просмотр более 100 тысяч звезд за 3,5 года, так что шанс на успех велик.

«Kepler», возможно, наконец ответит на давний вопрос: есть ли в Млечном Пути планеты, похожие на Землю? До сих пор ученым удавалось обнаружить довольно близкие по параметрам миры, но еще не в точности повторяющие наш родной дом. Так, пара самых маленьких из открытых пока экстрасолнечных планет все же превосходят Землю в поперечнике, пусть менее чем вдвое, а по массе — раза в три. Да и их орбиты отличны от земной.

Ученые отмечают, что Kepler не откажется поймать и более крупные планеты. И вообще, одна из задач миссии – получить картину распространенности планет самого различного типа у звезд, населяющих солнечные окрестности в нашем рукаве Галактики (на расстоянии от Земли порядка одного килопарсека). Аппарат поможет узнать, какие миры и на каких орбитах типичны для одиночных звезд, а какие для кратных систем, каких планет больше и так далее. И все же заточен новый телескоп именно для поиска шариков размером с Землю или даже немного меньшего диаметра.

-----------------------------------

Почему на солененькое тянет?

Алан Ким Джонсон из университета Айовы утверждает, что соль вполне можно сравнивать с настоящими наркотиками, и объясняет, почему мы поглощаем ее больше необходимого нашему организму.

Джонсон и его коллеги поставили на крысах ряд опытов, показавших зависимость млекопитающих от соли, схожую с наркотической. При этом исследователи выдвинули версию, объясняющую эволюционные причины такой зависимости. Прежде всего Алан Ким обнаружил, что крысы, в организме которых имелся недостаток соли, уклоняются от деятельности, обычно приносящей удовольствие. Это могло быть питье сладкой воды или нажатие кнопки, стимулирующей в мозге зону удовольствия.

«То, что в норме было приятным для крыс, уже не вызывало такую же степень удовольствия. Это заставляет нас полагать, что дефицит соли и влечение, связанное с ним, могут привести к одной из основных составляющих депрессии»,— рассказал Джонсон.

Ученые предположили, что соль является для нас антидепрессантом и что мы употребляем ее больше необходимого, потому что интуитивно стремимся улучшить свое настроение. И насчет того, как сформировалась такая зависимость, тоже есть гипотеза.

Известно, что ионы натрия играют очень важную роль в физиологических процессах, в частности в клеточном гомеостазе и передаче нервных сигналов. А эти ионы организм получает с хлоридом натрия. Жизнь зародилась в соленом океане, но после выхода на сушу живые существа по-прежнему нуждались в источнике соли. И животные научились искать ее. Человек в том числе. Но почему нам нравится потреблять соль именно больше нормы?

Наш вид развивался в жарком африканском климате, продолжают свою мысль исследователи. Пот лишал организм натрия. А источники соли вдали от океана были крайне скудны, к тому же наши далекие предки питались в основном растительной пищей.

Отсюда произошли эволюционные изменения, которые помогли нам выжить: почки научились регулировать водно-солевой баланс, сохраняя для организма столь ценный натрий, а язык научился различать соль в пище. Более того, чтобы стимулировать организм к поиску соли, природа снабдила наших далеких предков связью между рецепторами соли во рту и зоной удовольствия в мозге.

-----------------------------------

Вот он, фактор долголетия!

Двадцать лет ученые из университета Эдинбурга следили за семью с половиной тысячами человек, а затем исследовали зависимость продолжительности их жизни от физической активности, вредных привычек, скорости реакции, лишнего веса и еще нескольких факторов. Среди самых критичных для долголетия позиций неожиданно оказалась та, о которой раньше особо не задумывались. Результаты ученые опубликовали в журнале «Intelligence».

Впервые была учтена скорость реакции человека на происходящие вокруг него события. В 1980-е годы всех добровольцев (7414 человек) протестировали: их попросили нажать одну из пяти кнопок в зависимости от того, какой символ появился на экране. Таким образом, врачи определили среднее время реакции каждого из них.

С тех пор 1289 из испытуемых умерли.

В 1998—2004 годах ученые начали обрабатывать полученные данные и сравнили скорость реакции, степень пристрастия к курению, вес и прочие факторы у тех, кто умер, и тех, кто был еще жив.

Выяснилось, что мужчины и женщины с медленной реакцией в 2,6 раза чаще умирают раньше времени от каких бы то ни было причин. Только курение с его параметром (3,03) показало больший риск смерти.

Физические нагрузки, кровяное давление, сердечный ритм, отношение окружности талии к окружности бедер, употребление алкоголя и индекс массы тела – все эти параметры имели куда меньший эффект на продолжительность жизни добровольцев. Даже в тех случаях, когда люди умирали от проблем с сердцем, время реакции стояло на втором месте после кровяного давления.

Ученые считают, что скорость реакции во многом определяется интеллектом, на который в свою очередь влияет способность мозга обрабатывать информацию и соответственно давать ответные команды организму (общая скорость и целостность работы системы).

Уже давно ученые заявляют, что умные люди ведут более здоровый образ жизни, меньше подвержены депрессиям и живут дольше. Но раньше это объяснялось тем, что человек с большим IQ вряд ли будет курить и с большей вероятностью постарается избежать лишнего веса. Однако это объяснение работало далеко не во всех случаях. Теперь же все стало несколько яснее: чем более развит мозг, тем «умнее» и сам организм человека!